Вопрос 4. Разве Святой Папа Пий V в Апостольской Конституции Quo Primum, изданной в 1570 году, не установил Тридентскую Мессу на все времена?
Вопрос 4. Разве Святой Папа Пий V в Апостольской Конституции Quo Primum, изданной в 1570 году, не установил Тридентскую Мессу на все времена?
Апостольская конституция Святого Папы Пия V Quo Primum настолько часто фигурировала в полемике вокруг Мессы Нового Чина, что мы полностью воспроизводим этот документ 1570 года в Приложении III. Читая сегодня этот церковный документ шестнадцатого века, мы не можем не быть впечатлены.
Это явно дисциплинарный документ. Папа Пий V не занимается определением учения о Мессе; он озабочен установлением единой дисциплины для всего Римского Обряда в отношении порядка служения Мессы.
Таким образом, Quo Primum не касается вопросов безошибочности Папы; это не документ, касающийся веры и морали, который никогда не может быть отменён в силу того, что он был провозглашён ex cathedra Папой, действующим в качестве пастыря и учителя всех христиан, или другими способами, в рамках которых Папа реализует свою безошибочность. Скорее, это дисциплинарный документ, в котором Папа прилагает все усилия, чтобы обеспечить, что новая редакция Римского Миссала, которую он публикует, будет соблюдаться везде, где распространён Римский Обряд. Это видно по языку текста. Папа уделяет столько же места определению того, как следует служить новый Римский Обряд или тому как новый Римский Миссал должен быть напечатан и распространен по всей Церкви — даже касаясь таких мелочей как разница между священниками к югу от Альп или за пределами Альп и времени, необходимого для передачи послания в те дни, — сколько он уделяет тем вопросам, которые некоторыми истолковываются в том ключе, будто этот документ устанавливает особую дисциплину Мессы раз и навсегда.
Мы можем увидеть, что это не входило в намерения Папы, потому что вместе со своими помощниками — «избранными нами учёными мужами» — он работал над обширным пересмотром чина Мессы по указанию Тридентского собора — точно так же как четыреста лет спустя Папа Павел VI предпринял аналогичный пересмотр Римского Миссала по указанию другого Вселенского Собора, а именно Второго Ватиканского. Очевидно что Святой Папа Пий V не мог считать, что манера и форма католического богослужения никогда не могут быть изменены — по той простой причине, что он сам занимался именно их изменением. В Quo Primum он даже называет свой переработанный Миссал «новым обрядом». Он говорит, что он намеревался «пересмотреть и отредактировать священные книги».
Суть того, что делал Папа Пий V в Quo Primum, никоим образом не меняется от утверждения, что его редакция существенно сохранила канон Мессы, восходящий к Святому Григорию Великому. Пересмотренный Павлом VI Римский Миссал 1969 года также «существенно» сохраняет тот же канон в Первой Евхаристической молитве.
Видя, как трудно в наши дни некоторым принять Римский Миссал в редакции Папы Павла VI, мы можем с понять, насколько Святой Папа Пий V был озабочен тем, чтобы его собственные предписания выполнялись повсюду в то время, когда епископы, священники и верующие вообще не были привычны к единообразному обряду Мессы. Ведь именно такое единообразие и пытался установить Пий V. И большая часть резких слов в Quo Primum была направлена против тех, кто позволял себе продолжать праздновать свою местную форму Мессы вместо того, чтобы принять пересмотренный Римский Миссал, который Папа провозгласил своей Апостольской конституцией.
Если мы читаем Quo Primum внимательно, мы видим, что слова Папы Пия о том, что «никто не может быть принуждён или заставлен изменить этот Миссал», имеют целью защиту тех священников, которые хотят следовать за Папой, против, скажем, местного епископа или настоятеля монастыря, который желает сохранить одну из местных форм Мессы, которые Святой Папа Пий V пытался устранить. Эта формулировка явно не направлена против кого-то из следующих Пап, кто мог бы издать свою апостольскую конституцию о Мессе, пользуясь той же папской властью, которую использовал Папа Пий V, издавая Quo Primum.
Точно так же, когда в Quo Primum перечисляются все церковные сановники, которым запрещено изменять Миссал, мы видим: «патриархи, администраторы и все другие лица любого церковного достоинства, даже кардиналы Священной Римской церкви» (курсив добавлен). Здесь очевидно не упомянуты будущие Папы, которые, как предполагают некоторые, якобы также связаны этим документом. Но вполне ясно, что Пий V не обращается к своим преемникам — ни здесь ни где-либо еще в этом дисциплинарном документе. Он осуществляет свою власть над теми, над кем он имел высший духовный авторитет в 1570 году, включая патриархов и кардиналов, предписывая им отныне служить Мессу только в том виде, в каком он — пользуясь своей высшей властью над литургией и таинствами — постановил это в пересмотренном Римском Мисале.
То, что основное намерение Папы Святого Пия V в Quo Primum состоит в том, чтобы сделать его реформу обязательной для Церкви его времени, а не ограничивать будущих Пап в их полномочиях по регулированию литургии и отправления таинств, также видно из следующего комментария о последствиях реформы святого Пия, который взят из самого авторитетного современного исследователя истории Мессы Римского Обряда. Автор, отец Джозеф А. Юнгманн, пишет:
Такая широкая и стремительная унификация никогда не могла быть совершена до появления печатного станка. Даже в этом случае неизбежно возникало много вопросов и проблем, вызванных столь разнообразными условиями и местными обычаями, не говоря уже о трудностях, связанных с внесением изменений. Чтобы справиться с этими вопросами и проблемами, Папа Сикст V конституцией Immensa Aeterni Dei от 22 января 1588 года основал Конгрегацию Обрядов. Её задачей было следить за тем, чтобы повсюду в латинской Церкви тщательно соблюдались предписанные правила проведения Мессы и выполнения других литургических функций. Она должна было развеять сомнения, очертить круг исключений, и, поскольку всегда была возможность ввести новые праздничные дни, предоставлять для них надлежащие формулировки.
Святой Папа Пий V, таким образом, никогда не имел в виду, что не могут быть сделаны никакие дальнейшие пересмотры Римского Миссала или что впредь не может быть представлена никакая другая форма Римской Мессы. Об этом также свидетельствует тот факт, что Папа в Quo Primum разрешил и предусмотрел служение других форм Мессы. Например, обряды, которым следовали более 200 лет, были специально освобождены от положений Quo Primum и от использования Римского Миссала Святого Пия V. «Таким образом, старым орденам, таким как картезианцы и доминиканцы, было позволено сохранить свои древние литургические обычаи, — отмечается по этому поводу в статье старой Католической Энциклопедии, — но новая книга (Миссал) была принята повсюду в большей части Европы».
Если этот канонизированный Папа действительно пытался навсегда связать своих преемников и всех католиков единой формой римского обряда, примечательно, что его преемники, похоже, не знали, что они были связаны. Задолго до того, как Папа Павел VI ввел Новый Чин Мессы, на протяжении многих лет в Римский Миссал вносились и другие изменения. Отец Юнгманн пишет по этому поводу:
С XVI века в рубрики и в тексты Миссала Пия V по указанию пап вносились некоторые изменения. Например, в новом издании миссала Климента VIII (1604 г.) библейские песнопения, которые в некоторых изданиях были произвольно изменены в пользу новой Вульгаты, были восстановлены в их первоначальном виде, и были приняты новые правила, касающиеся последнего благословения. В другом издании Миссала при Урбане VIII (1634 г.) была значительно улучшена формулировка рубрик, и пересмотр гимнов, уже имевший место в бревиарии, был осуществлен также и в некоторых местах Миссала. После этого не появлялось никаких изданий со сколь-либо заметными изменениями, вплоть до издания 1920 года, которое содержало исправления, основанные на реформе Папы Пия X. В остальном, за исключением увеличения праздников святых, было сделано мало изменений, влияющих на организацию Мессы. Папа Климент XIII предписал использовать Префацию к Святой Троице для Воскресений, а Папа Лев XIII предписал молитвы после Мессы рядовых дней.
Тот факт, что в Миссал было внесено несколько изменений, означает, что Папам не было запрещено эти изменения вносить. Яркий пример того факта, что преемники Папы Святого Пия V не трактовали Quo Primum в том ключе, будто они не могут вносить какие-либо изменения в Миссал, можно найти в истории миссионеров-иезуитов в Китае в начале семнадцатого века. Иезуиты попросили разрешения позволить китайским священникам перевести и служить Мессу на китайский язык. Хотя эта реформа так и не вступила в силу по причинам, слишком сложным, чтобы их здесь подробно описывать, факт в том, что сама реформа была одобрена Папой Павлом V в 1615 году.
История рассказана Джорджем Х. Данном, S.J. В «Generation of Giants»:.
Своего рода рекордом для структуры, известной своим предубеждением против поспешных действий, можно считать тот факт, что на собрании, состоявшемся в присутствии Павла V 15 января 1615 года в Квиринальском Дворце, Священная Конгрегация одобрила запрашиваемые меры, а именно: разрешение священникам носить головной убор во время мессы, разрешение переводить Библию на китайский язык, разрешение китайским священникам служить Мессу и читать Литургию Часов на китайском языке.
Очевидно, оставалась некоторая неоднозначность в отношении точных условий предоставленных разрешений, поскольку та же тема была снова поднята на другом собрании Священной Конгрегации, состоявшемся 26 марта, также в присутствии Святого Отца. На этот раз председателем совета шести кардиналов был Святой Роберт Беллармин. Был составлен и утвержден новый текст. По сути, он был таким же, как и предыдущий указ, но с некоторыми важными оговорками. Было разъяснено, что разрешение носить головной убор было дано всем миссионерам в Китае. Что касается литургии, в нем указывалось, что, хотя китайский может использоваться в качестве литургического языка, Римский Обряд все еще должен соблюдаться; также не было разрешения ущемлять епископскую юрисдикцию, если и когда епископы будут учреждены в Китае. Чтобы придать этому указу от 26 марта 1615 года максимальную силу, папа Павел V обнародовал его в бреве Romanae Ecclesiae Antistes, изданном 17 июня 1615 года.
Короче говоря, папы не считали, что Quo Primum означает, что они не могут изменить Римский Миссал или разрешить проводить Мессу каким-либо иным способом, кроме предписанного Святым Папой Пием V.
Интересную параллель с пересмотренным Миссалом Папы Святого Пия V можно увидеть в пересмотренном Римском Бревиарии, обнародованном тем же Понтификом. В 1568 году в своей Апостольской конституции Quod a Vobis Папа установил новый римский Бревиарий, используя столь же сильные формулировки, как и те, что были использованы в Quo Primum. Фактически, Quod a Vobis содержит точно такой же заключительный параграф, что и Quo Primum, предостерегающий от внесения каких-либо изменений в то, что было предписано.
Тем не менее, несмотря на это, Святой Папа Пий X в 1911 году без колебаний пересмотрел Римский Бревиарий посредством своей собственной Апостольской Конституции Divino Afflatu — точно так же, как Папа Павел VI позже пересмотрел Римский Миссал посредством своей Апостольской Конституции Missale Romanum. Тот факт, что канонизированный святой и великий противник модернизма не считал запреты своего святого предшественника на любые изменения применимыми к нему, в достаточной мере доказывает нашу точку зрения. Формулировки, используемые в Quo Primum и в Quod a Vobis, на самом деле были обычной юридической формулой, автоматически прилагаемой ко многим папским документам. Стоит воспроизвести рассматриваемый абзац, поскольку он находится в конце Quo Primum и Quod a Vobis:
Следовательно, никому, не разрешено изменять сей текст или бездумно идти вразрез с этим уведомлением о Нашем дозволении, статуте, постановлении, указании, предписании, гранте, настоянии, заявлении, воле, указе и запрете. Однако, если кто-то осмелится совершить такой поступок, он должен знать, что навлечет на себя гнев Всемогущего Бога и благословенных Апостолов Петра и Павла (см. Приложение III).
[Nulli ergo omnio hominum liceat hanc paginam nostrae permissionis, statuti, ordinationis, mandati, praecepti, concessionis, indulti, declarationis, voluntatis, decreti et inhibitionis infringere, vel ei ausu temeratio contraire. Si quis autem hoc attentare praesumpserit, indignationem omnipotentis Dei, ac beatorum Patri et Pauli Apostolorum ejus se noverit incursuru]
Этот абзац настолько воспринимался как обычная юридическая формула в папских документах того времени, что мы, авторы, сверяя латинский текст Quo Primum в ходе нашего исследования, обнаружили, что этот абзац даже не воспроизводится полностью в сборнике папских булл, изданном в 1746 году, с которым мы сверялись! Там стоит просто «Nulli ergo etc.» — вот в какой степени этот абзац считался простой условной формулой!
Конечно, Святой Папа Пий X считал так же, когда он редактировал Римский Бревиарий в 1911 году. В частности, он говорил, что он санкционирует использование «нового порядка псалмов» в Римском Бревиарии, «опубликованном Святым Пием V и исправленным Климентом VIII, Урбаном VIII и Львом. XIII». Поступая так, этот Папа также заключил свою апостольскую конституцию Divino Afflatu церковным предостережением против любого, кто осмеливался изменить его решение, которое было установленной правовой формой, которая должна была быть присоединена к папскому указу в то время. Она очень похожа на предостережение в Quo Primum:
Этим мы публикуем, объявляем, санкционируем, постановляя, что сии наши слова всегда действительны и будут иметь силу и действенность, невзирая на апостольские постановления, общие и особые, и всё остальное, что бы этому ни противоречило. Поэтому, пусть никто не нарушает и не противодействует безумно этому изложению нашего упразднения, отзыва, разрешения, постановления, статута, мандата и воли. Но если кто-то осмелится сделать это, да будет ему известно, что он навлечет на себя негодование всемогущего Бога и его апостолов, блаженных Петра и Павла.
[Haec vero edicimus, declaramus, sancimus, decernentes has Nostras litteras validas et efficaces semper esse ac fore; non obstantibus constitutionibus et ordinationibus apostolicis, generalibus et specialibus, ceterisve quibusvis in contrarium facientibus. Nulli ergo hominum liceat hanc paginam Nostrae abolitionis, revocationis, permissionis, iussionis, praecepti, statuti, indulti, mandati et voluntatis infringere, vel ei ausu temerario contra ire. Si quis autem hoc attentare praesumpserit, indignationem omnipotentis Dei, ac beatorum Petri et Pauli, Apostolorum eius, se noverit incursurum]
Ясно, что такие церковные формулы не означают, что Папа не может изменить дисциплинарные указы предыдущего Папы. Святой Папа Пий X в Divino Afflatu поступил именно так.
Изменения в Римском Миссале в XX столетии до Второго Ватиканского Собора включают изменения, сделанные Папой Пием XII, когда он простым указом Римской Конгрегации полностью пересмотрел литургию Страстной недели в 1955 году. 25 июля 1960 года апостольским посланием Rubricarum Instructum Папа Иоанн XXIII изменил рубрики и в Римском Миссале, и в Римском Бревиарии. И, конечно же, широко известный факт, что Папа Иоанн поместил имя Святого Иосифа в молитвы канона. Даже до Второго Ватикана папы явно не считали, что Quo Primum обязывает их никогда не пересматривать Римский Миссал.
Дальнейшие изменения в традиционном Римском Миссале были внесены Папой Павлом VI в 1965 и 1967 годах, прежде чем он обнародовал пересмотренный Римский Миссал, издав 3 апреля 1969 года свою Апостольскую Конституцию Missale Romanum.
То, что один Папа предписывает в отношении литургии или дисциплины таинств, другой Папа может изменить или отменить. Аксиома закона гласит, что то, что данный орган вводит, тот же орган может отменить. Парламент может отменить закон, принятый парламентом ранее; один президент может отменить или изменить указ, изданный ранее президентом. Эти иллюстрации взяты из гражданской сферы, но их логика в равной степени применима и к церковному праву. В ответе на вопрос 1 мы видели, как Тридентский Собор прояснял и редактировал постановления предыдущих соборов. Точно так же Павел VI, обладая той же папской властью, что и его предшественник Святой Папа Пий V, отменил действие Апостольской Конституции Quo Primum, издав Апостольскую Конституцию Missale Romanum, касающуюся точно того же предмет, а именно, Римского Миссала.
Факт этой отмены, признаётся законом за аксиому, но, кроме того, этот принцип прямо признан Кодексом Канонического Права 1917 года. В каноне 22 говорится, что «если более поздний закон является одинаково общим или в равной степени частным что и более ранний» — а Quo Primum и Missale Romanum являются апостольскими конституциями, имеющими дело с одним и тем же предметом, а именно с Римским Миссалом, — «тогда более поздний закон отменяет прежний закон... если он касается всего предмета предыдущего закона». В нашем случае всё обстоит именно так. (Технически Папа Павел VI не аннулировал старый Римский Миссал. Он заменил его новым пересмотренным Римским Миссалом и ограничил использование старого Миссала лишь престарелыми или больными священниками, которым их епископы разрешили служить Тридентскую Мессу, и только без прихожан.)
Опять же, согласно Каноническому Праву, более поздний закон также отменяет предыдущий, «если он содержит явное заявление на этот счет, некую отменяющую оговорку». В Апостольской конституции Папы Павла VI Missale Romanum упоминается (в начале) Quo Primum его предшественника и говорится (в конце), что то, что он провозглашает, обнародовано «несмотря на апостольские конституции и постановления, изданные Нашими предшественниками и другие предписания, даже те, которые заслуживают особого упоминания и оговорок». Quo Primum входит в число «предписаний ... заслуживающих особого упоминания и оговорок», как и Rubricarum Instructum Иоанна XXIII, упомянутое выше.
Следовательно, становится невозможным утверждать, что Святой Папа Пий V учредил Тридентскую Мессу на все времена или что Папа Павел VI не учредил Новый Чин Мессы на законных основаниях и не сделал его обязательным и универсальным в Римском Обряде, издав свой новый Римский Миссал 1969 г.
Но как насчет явного выражения в Quo Primum, в котором говорится, что этот документ должен применяться «впредь, ныне и навсегда» и что «настоящий документ не может быть отозван или изменен»?
Здесь необходимо понять два момента. Во-первых, такие термины, как «навсегда» и «вечно» в церковных документах, относятся к постановлениям, которые должны действовать бессрочно. То есть заранее не устанавливается конкретная дата или момент (например, смерть папы), когда они должны утратить силу. Таким образом, они остаются в силе до тех пор, пока не будут впоследствии изменены или отменены законно уполномоченным органом. Например, когда Климент XIV в своем бреве Dominus ac Redemptor от 21 июля 1773 года запретил Общество Иисуса, он заявил, что эта мера является «perpetuo validas» [действенной вечно]. Это никоим образом не помешало его преемнику Пию VII воссоздать Общество Иисуса в его Sollicitudo Omnium от 7 августа 1814 года. Простое использование термина «вечный» не означало, что последующий Папа больше не имел власти возродить орден, распущенный предыдущим Папой. «Вечный» здесь просто означает «бессрочный», пока Верховным Понтификом не будет провозглашено какое-либо иное постановление. Следует отметить, что сам Павел VI начинает свою апостольскую конституцию Missale Romanum с формулы «Ad perpetuam rei memoriam»; «На бессрочное памятование» (см. Приложение I). Этот вступительный текст часто встречается в папских документах. В своем документе Святой Папа Пий V просто запретил «отзывать или изменять» свою конституцию какой-либо нижестоящей властью, не уполномоченной изменять или отменять её, даже «кардиналами Святой Римской Церкви», до тех пор, пока последующий Папа не пересмотрит или не изменит это решение.
Более того, Папа указал, что Quo Primum — «остаётся в силе и сохраняет свою полную силу, несмотря на любые предыдущие конституции и указы Святого Престола». Папа совершенно справедливо не уточнил, что его апостольская конституция не может быть изменена никакими последующими конституциями или будущим Папой, потому что любой будущий Папа обладает точно такой же властью в этом вопросе, что и он сам.
Эти реальная суть и сила Quo Primum как дисциплинарного документа, изданного высшим авторитетом Церкви, признавалась Папой Григорий XVI. Говоря о Quo Primum, этот Папа описал этот документ именно так, как мы интерпретировали выше. Одно из основных намерений Папы Пия V в Quo Primum, состояло в обеспечении того, чтобы пересмотренный Римский Миссал использовался везде, где служился Римский Обряд. Григорий XVI исходил из этой цели, когда писал в 1842 году:
Нет ничего более желанного, чем видеть соблюдение всеми, кто находится под вашей опекой и повсюду, конституции Святого Пия V, нашего предшественника, которому надлежит вечная память, который желал, чтобы никто не был освобождён от обязанности принять Бревиарий и Миссал для Римского Обряда, изданные по воле Тридентского Собора, за исключением тех, кто использовал другой Бревиарий или Миссал более двух столетий.
Мы должны понимать формулировки Quo Primum так же, как их понимал Папа Григорий, а именно, как твердое установление унифицированного Миссала везде, где служился Римский Обряд, а не как попытку провозгласить одну версию Римского Миссала на все времена. Статья о Мессе в старой Католической Энциклопедии, опубликованная во время правления Папы Пия X, аналогичным образом описывает цель Quo Primum как установление «единообразия в обряде и устранение почти всех средневековых вариантов». В этой статье не было и мысли о том, что целью Quo Primum могло быть предотвращение любых будущих изменений в чине Мессы, тем более что в статье достаточно подробно описаны многочисленные изменения, внесённые в способ служения с тех пор, как Христос установил Таинство во время Тайной Вечери — изменения, которые может проверить любой читатель, обратившись к таким современным работам о литургии, как цитируемая выше The Mass of the Roman Rite отца Юнгмана.