Слова «mysterium fidei» [тайна веры], по-видимому, первоначально взяты у святого Павла, который говорит, что дьяконы «должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3: 8–9).
Возможно, существует некоторая связь между тем фактом, что апостол Павел использовал эту фразу о дьяконах, и тем фактом, что некоторые специалисты полагают, что эти слова первоначально были вставлены в этот момент Мессы, чтобы, возглашая их, дьякон таким образом возвещал, что освящение имело место (верующие не могли видеть священника в этот момент, как это до сих пор происходит в Византийском обряде).
Однако выдающийся историк Мессы Римского Обряда отец Йозеф Юнгманн, S.J. придерживается мнения, что «версия, что эти слова первоначально произносились дьяконом, чтобы объявить прихожанам, что Таинство было совершено - относится к разряду вымысла, а не истории. Эта фраза встречается в самых ранних текстах [латинских] сакраментариев и упоминается даже в седьмом веке. Она отсутствует только в некоторых более поздних источниках ... Как и почему эта вставка была сделана, или какое внешнее событие вызвало её, нелегко установить».
Однако можно сказать наверняка, что это не слова Господа во время установлении Евхаристии. Эти слова не упоминаются ни в одном из описаний Тайной Вечери. Их нельзя найти в других обрядах, признанных Церковью, и, следовательно, они не требуются для освящения.
Поскольку эти слова не были произнесены нашим Господом, в Миссале, содержащем Новый Чин Мессы, они были переставлены. “Слова «Тайна веры», произносимые священником... изъяты из контекста слов Господа,” - объясняет Папа Павел VI в своей Апостольской конституции Missale Romanum 1969 года (см. Приложение I), - «и служат как бы введением к возгласу верующих».
Следует напомнить, что тайноустановительные слова, в отличие от восклицаний, подразумевают действие, и эти слова, конечно, являются реальными словами Иисуса Христа. Несмотря на то, что дополнительные слова «тайна веры» могут напоминать нам о Реальном Присутствии Христа в Евхаристии, если они помещены в контекст тайноустановительных слов, как это было на протяжении многих веков в Римском Обряде, в действительности, они носят характер восклицания и, следовательно, не являются частью Освящения Даров. Они скорее стоят вне этого великого священнодействия и говорят о нём, как своего рода декларация того, что было вызвано Освящением. Поэтому достойно и уместно произносить эти слова после тайноустановительных слов, которые собственно и производят пресуществление хлеба и вина в Тело, Кровь, Душу и Божественность Иисуса Христа.
После освящения в латинском тексте Novus Ordo священник восклицает: «mysterium fidei», что, как и в первые дни Церкви, означает, что дивное пресуществление произошло. Затем следует восклицание народа: «Mortem tuam annuntiamus, Domine, et tuam resurrectionem confitemur, donec venias» («Смерть Твою возвещаем, Господи, и Воскресение Твоё исповедуем, ожидая Пришествия Твоего»). Этот возглас представляет собой адаптацию слов Святого Павла, использованных им сразу после формулы слов посвящения: «Quotiescumque enim manducabitis panem hunc, et calicem bibetis, mortem Domini annuntiabitis, donec veniat» («Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет») (1 Кор. 11:26). Если апостол Павел признавал такое восклицание, трудно понять, почему сегодня неуместно использовать слова великого Апостола, особенно когда на это было дано одобрение Церкви.
Как нельзя уместно, чтобы Народ Божий осознавал, что здесь присутствует Распятый и Воскресший Христос. Здесь Тело Христа, умершего, воскресшего и прославленного. Здесь «Jesus heri, hodie, et in saecula» («Иисус вчера, сегодня и вовеки») - весь Христос. Здесь Он присутствует в «тайне веры» со Своими славными пятью ранами. Ныне видим мы нашего Спасителя скрытым образом, но вскоре мы увидим Его телесными глазами как нашего Судью и Искупителя: «Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.» (Мк. 13:24). Во всём этом нет никакого пренебрежения или отрицания Реального Присутствия; скорее, это новый и уместный акцент на Второе Пришествие Иисуса Христа, Который превратит страдающую и преследуемую Сражающуюся Церковь в Церковь Торжествующую!
Мы должны напомнить, что Папа, который санкционировал перестановку слов «тайна веры» в Мессе, никоим образом не собирался отрицать или принижать католическую веру в Реальное Присутствие. Более того, в 1965 году тот же Папа написал энциклику с очевидным намерением подтвердить католическую веру в пресуществление и Реальное Присутствие; и так и назвал её: Mysterium Fidei.
В этой энциклике, в которой Понтифик горячо отстаивает католические верования в пресуществление и Реальное Присутствие - используя язык Тридентского Собора, - он с самого начала говорит, что «Католическая церковь всегда благоговейно хранила как самое драгоценное сокровище Тайну Веры, а именно невыразимый дар Евхаристии, который она получила от Христа, своего Жениха, в залог Его безмерной любви ».
Далее в этой энциклике Папа Павел VI объясняет, что он как раз и написал её из-за возникающих ошибок, в частности из-за тенденции принижать или отрицать католическую веру в пресуществление и Реальное Присутствие. Он пишет:
Осознание нашего апостольского долга не позволяет нам молчать перед лицом этих проблем. Действительно, мы знаем, что среди тех, кто имеет дело с этой Пресвятой Тайной, есть такие, которые… распространяют ложные мнения, которые беспокоят верующих и наполняют их умы путаницей в вопросах веры. Словно каждому было разрешено предать забвению доктрину, уже определённую Церковью, или интерпретировать ее таким образом, чтобы исказить подлинный смысл слов или признанную силу используемых понятий.
Папа Павел VI также пишет, что нельзя отказываться от доктрины, уже определённой Церковью. В частности, он заклеймил в энциклике Mysterium Fidei три современные ошибки, а именно:
1) «… недопустимо… преувеличивать элемент сакраментального знака, как если бы присутствие Христа в этом таинстве полностью выражалось и исчерпывалось символизмом».
2) «Нельзя также обсуждать тайну Пресуществления без упоминания того, что Тридентский собор сказал о чудесном преобразовании всей субстанции хлеба в Тело и всей субстанции вина в Кровь Христа».
3) «Наконец, [недопустимо] говорить и действовать в соответствии с мнением, согласно которому в Освященных Гостиях, которые остаются после совершения жертвы Мессы, Христос, наш Господь больше не присутствует.
Так писал о «тайне веры» Папа Павел VI! Папа, которого обвиняют в попытке принизить или отбросить католическую веру в Реальное Присутствие, оказывается тем, кто подтверждает и поддерживает эту догму перед всем миром против тех, кто её отрицает. Тем, кто хотел бы знать, чему Папа Павел VI учил касательно Реального Присутствия (и других католических догм), следует обратиться к великим вероучительным документам его понтификата - в которых он поддерживает все без исключения традиционные католические верования - а не смотреть на перестановку слов в Римском Миссале как «свидетельство» его отпадения.
В конце концов, Месса в первую очередь представляет собой поклонение Божественному Величию. Она выражает православную католическую веру (и Novus Ordo до сих пор поддерживает!), но не является главным средством распространения учения Церкви во всей его полноте. Для этого у нас есть священный Магистериум Церкви. Священный Магистериум Церкви продолжал поддерживать все традиционные католические доктрины во время понтификата Папы Павла VI и последующих пап. В самом деле, если кто-то желает найти наиболее полное изложение католической веры в Реальное Присутствие, ему лучше всего обратиться именно к энциклике Павла VI Mysterium Fidei.
Что касается освящения, то давайте будем благодарны за то, что Церковь обладает огромной силой, чтобы осуществить эту великую mysterium fidei ради нашего спасения, и давайте будем довольствоваться верой святого Кирилла Александрийского в отношении слов, необходимые для её осуществления. Святой Кирилл писал об этих словах следующим образом:
Христос сказал, указывая на хлеб и вино: «Это мое тело» и «это моя Кровь», чтобы вы не принимали то, что видите, лишь за образ. Приносимые дары превращаются посредством невидимой силы Всемогущего Бога в Тело и Кровь Христа, и, принимая их, мы соучаствуем в животворящей и освящающей силе Христа.