Что случилось с чистилищем?

Перевод статьи отца Рэя Риланда Whatever Happened to Purgatory?
https://www.catholic.com/magazine/print-edition/whatever-happened-to-purgatory

Протестанты верят, что когда верующий христианин умирает, Бог мгновенно очищает этого человека, делая его или её совершенным для Небес. Эта вера игнорирует тот факт, что спасение требует ответа со стороны человека. Тем не менее, я думаю, что многие католики также придерживаются этой протестантской точки зрения. Я знал настоятеля, который неизменно встречал известие о смерти в своем приходе восклицанием: «Прямо в Небеса!»

Но прежде чем мы сможем попасть на Небеса, мы должны очиститься не только от всех грехов, но и от всякой греховной «ржавчины и пятна» (фраза св. Екатерины Генуэзской), всех следов эгоизма. По благодати Божьей в момент нашей смерти мы можем находиться в состоянии благодати. Но кто из нас может в момент смерти уверенно считать себя совершенным? Способным безупречно поклоняться и любить Бога, способным безупречно любить окружающих?

Некоторые люди веры попадают прямо на Небеса. Церковь говорит, что мученики полностью очистились для Неба своим самопожертвованием. Более того, Церковь допускает возможность того, что переживание смерти может быть для некоторых полностью очищающим опытом. Но, безусловно, большинство из нас после смерти нуждаются в очищении, чтобы попасть на небеса. Именно в этом цель чистилища.

Но слышали ли вы когда-нибудь проповедь о чистилище? Вы когда-нибудь слышали проповедь, в которой чистилище хотя бы упоминалось? Слышали ли вы когда-нибудь, чтобы про чистилище вспоминали во время литургии на похоронах? Как часто мы, католики, говорим или даже думаем о чистилище? Думаю, очень редко. Иногда можно услышать этот термин, но только в переносном смысле, для обозначения чего-то неприятного или трудного.

Вспомним традиционную фразу lex orandi, lex credendi: «закон молитвы есть закон веры». Если вы хотите знать, во что верит Церковь, обратите внимание на то, как она молится. Но, к сожалению, погребальный обряд Церкви не отражает ее учения о чистилище.

Давайте взглянем на это учение.

Достижение совершенной святости

Тридентский собор подтвердил, что «Католическая церковь, руководимая Святым Духом, учила на своих святых соборах на основе Священного Писания и древней традиций отцов... что чистилище существует, и что пребывающим там душам помогают молитвы верующих и, прежде всего, жертва, совершающаяся на алтаре» (сессия 25, 1563). На 6-й и 22-й сессиях Совет также сослался на церковное учение о чистилище.

Таким образом, провозглашаемое Церковью учение о чистилище можно резюмировать в двух утверждениях: что существует состояние очищения для душ, не очищенных на момент смерти, и что им можно помочь в этом процессе очищения молитвами Церкви на земле.

В Катехизисе Католической Церкви мы читаем: «Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную» (ККЦ1030). Параграфы 1031 и 1032 также уточняют учение Церкви о чистилище.

Теперь давайте посмотрим на погребальный обряд Церкви.

Никаких упоминаний чистилища

Сам акт молитвы за умерших подразумевает реальность чистилища. Мы никогда не молимся за святых на небесах; мы просим их молиться за нас. В церковном погребальном обряде молитвы за умерших возносятся более дюжины раз — мы просим, чтобы они могли получить прощение грехов. В шести проприях Мессы также есть просьба о прощении тех, за кого служится Месса.

Удивительно, что в Чине Христианского Погребения слово «чистилище» отсутствует. Более того, более двух дюжин молитв за умерших и одиннадцать проприй Мессы составлены так, будто души отправляются “прямо на Небеса”. При чтении этих молитв вспоминается комментарий моего соавтора Энтони Эсолена в примечаниях к его переводу девятой песни Дантевского Чистилища: «Несомненно, это одна из самых глупых черт современного благочестия — верить в то, что мы может привести к вечному блаженству нашу ленивую религиозную природу так же легко, как можно зайти в буфет».

Чин Христианского Погребения включает текст Ordo Exsequiarum 1969; (с поправками, внесенными Конгрегацией таинств и богослужения, 12 сентября 1983 г.). Некоторые отрывки в нём ясно подразумевают учение о чистилище. «Церковь желает, чтобы те, кто через крещение соединились телом со Христом умершим и воскресшим, могли перейти с Ним из смерти в жизнь. Душой они должны быть очищены и взяты на небеса со святыми и избранными».

Продолжая: «Поэтому Церковь приносит евхаристическую жертву Пасхи Христовой за умерших и возносит за них молитвы и прошения. Благодаря общению всех членов Христовых друг с другом, всё это приносит духовную помощь мёртвым и утешение надеждой для живых» (раздел 1). В этом документе есть и другие отрывки аналогичного содержания.

Общение святых включает в себя три измерения человеческой жизни: земную («Странствующую [или Сражающуюся] церковь»), тех, кто находится в чистилище («Церковь Ожидающую [или Страдающую]») и тех, кто находится на небесах («Церковь Торжествующую»). Раздел 954 Катехизиса озаглавлен «Три состояния Церкви».

В этом разделе цитируется отрывок из Догматической конституции Второго Ватиканского Собора о Церкви: «Ожидая, пока Господь придет во славе, в сонме ангелов, и по уничтожении смерти всё Ему подчинится, одни из Его учеников продолжают свое земное паломничество; другие, завершив свою жизнь, ещё проходят очищение; третьи, наконец, во славе созерцают «ясно Самого Триединого Бога как Он есть»

Теперь рассмотрим ошибку, содержащуюся в кратком изложении общения святых в Чине Христианского Погребения. В трёх отдельных пояснительных разделах Обряд говорит только о двух измерениях общения святых, игнорируя, таким образом, реальность чистилища:

Во время погребальных обрядов, особенно при совершении евхаристической жертвы, христианская община подтверждает и выражает союз Церкви на земле с Церковью на небе в едином великом общении святых (раздел 6).

Обряд погребения — это выражение общения, которое существует между Церковью на земле и Церковью на небе: умерший с прощальными молитвами общины верующих переходит в приветственную компанию тех, кто больше не нуждается в вере, но видит Бога лицом к лицу» (раздел 206).

Общинное служение Литургии Часов подтверждает ту духовную связь, которая связывает Церковь на земле с Церковью на небе, поскольку эта молитва возносится от имени умерших в единстве со всей Церковью (раздел 349).

Эти утверждения явно расходятся с провозглашённым учительством Церкви. Когда Церковь исправит свой явно недостаточный Чин Христианского Погребения?

Более пристальный взгляд на чистилище

Прошло много веков, прежде чем Церковь сформулировала учение о чистилище. Однако признание чистилища всегда было неотъемлемой частью церковной жизни. «От самых ранних своих времён Церковь чтила память усопших и молилась за них, в особенности принося евхаристическую жертву, чтобы, очистившись, они могли достичь блаженного созерцания Бога» (ККЦ 1032).

С момента нашего зачатия до тех пор, пока мы не достигнем блаженного видения, разворачивающийся план Божьего спасения для нас является непрерывным. Для тех, кто умирает в состоянии благодати, но еще не очистился от всех следов греха, прохождение чистилища является последней подготовкой ко входу на небеса.

Рассмотрим уверенность протестантов в спасении. Ко многим из нас обращались благонамеренные фундаменталисты, которые требовали ответа: «Вы спасены?» Протестанты верят, что если обратившись мы отдадим свою жизнь Иисусу Христу, мы можем быть уверены, что будем спасены. Типичным примером этого является отношение одного моего знакомого. Однажды его бабушка умоляла его исправить его беспорядочную жизнь. Он отклонил её усилия, сказав: «Ну, я знаю, что спасён!»

Недавно я заметил табличку, прикреплённую к столбу возле местного почтового отделения. Я остановился, чтобы её прочитать. Жирным шрифтом там было написано: «Как на 100% узнать, что вы попадёте на Небеса». Далее был указан телефонный номер. Дома я с любопытством его набрал. Оператор на том конце начала уточнять мою личную информацию. Она не была похожа на Святого Петра. Я повесил трубку.

В этой жизни не возможно обладать абсолютной уверенностью в спасении конкретного человека («со страхом и трепетом совершайте свое спасение» [Фил. 2:12]). Церковь говорит о нашей свободной воле и необходимости нашего ответа (всегда по благодати) на действия Бога.

Говоря о познании силы воскресения Христа, апостол Павел писал: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я» (Флп. 3:12). Он использовал образ бега, чтобы сказать нам, что в этой жизни, все мы стоим перед возможностью вечного поражения. Что касается получения «награды», он пишет: «но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27).

Только войдя в чистилище, мы сможем с абсолютной уверенностью попасть на небеса. «Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную» (ККЦ 1030). Прохождение чистилища знаменует окончательную и бесповоротное устремление души Богу.

«Умерший освободился от греха» (Рим. 6: 7). Более того, святая Екатерина Генуэзская уверяет нас, что «уйдя из этой жизни, они [умершие]»… никак не могут отпасть от неё [любви к Богу], потому что, поскольку они больше не могут возрастать в достоинстве, то они не могут больше и грешить» (Трактат о Чистилище, гл. 1).

Святость: эта жизнь — наш единственный шанс

Слова святой напоминают нам отрезвляющий факт: после смерти не может быть возрастания в святости. Мы очищаемся и усовершенствуемся на том же уровне духовной зрелости, которого по милости Божьей мы достигли в момент смерти. Наша способность любить Бога и любить других не может расти после смерти, а только очищаться. Сущие на небесах увидят Триединого Бога, «но один человек более совершенен, чем другой, по разнице своих заслуг» (Флорентийский собор, 1439 г.).

Другими словами, на небесах будут различные степени блаженства, но, конечно, никакой зависти. В качестве аналогии представьте себе две емкости с водой: большую и маленькую. Когда они полные, они одинаково полны, но вмещают разное количество воды. Наша способность разделять блаженное видение решается в этой жизни. Старый евангельский гимн, который я пел в церкви моего детства, содержал призыв: «Работай, ибо приближается ночь, когда работа завершится». Что касается возрастания в святости, то дело нашей жизни завершается в момент смерти.

Что такое страдания в чистилище? Некоторым святым были даны видения чистилища, включающие в себя самые страшные мучения для очищаемых. По мнению некоторых, великие страдания в чистилище вызваны тем, что душа осознает порождённую грехом дистанцию, всё ещё отделяющую её от Бога, по Которому она тоскует.

Наши души «требуют чистилища»

Католики часто называют души в чистилище «несчастными». На мой взгляд, этот термин неуместен. Что может быть большей радостью, чем видеть впереди Небеса? Попытайтесь представить себе волнение от того, что постепенно обретаете способность безупречно любить Бога и любить окружающих нас людей. Подумайте о радости очищения от эгоизма. В этой жизни самые счастливые моменты наступают тогда, когда мы, так сказать, поднимаемся над собой из любви и даже в чистой радости с другими. Представьте, что вы полностью, навсегда поглощены совершенной любовью к Богу и другим людям.

При правильном понимании чистилище можно рассматривать как высший пример безграничной милости Бога. Святая Екатерина Генуэзская говорит об этом так. «Бытие от Бога так чисто… что если душа увидит в себе даже малейшую частичку несовершенства, она скорее бросится в тысячу адов, чем приблизится с этим пятном к божественному величию». Поскольку чистилище — это дар Бога для удаления всех изъянов, душа «погружается в него и считает великой милостью то, что может таким образом удалить их» («Трактат о чистилище», гл. 8).

Столь же сильно свидетельство наиболее влиятельных протестантов последнего поколения. К. С. Льюис говорит: «Разве наши души не требуют чистилища? Разве не разорвется сердце наше, если Бог скажет нам: “И вправду, дитя, изо рта у тебя пахнет и одежды грязны. Но мы здесь милостивы, и никто не упрекнёт тебя в этом, никто не отшатнётся от тебя. Войди в нашу радость”. Разве мы не ответим: “Спасибо, сэр, но можно мне сначала очиститься?” — “Тебе будет больно”. — “Всё равно, сэр”» (Письма к Малькольму).

Самым читаемым произведением о загробной жизни является «Божественная комедия» Данте. Поэт изображает себя живым человеком, которого ведёт через ад, через чистилище и в рай его спутник Вергилий. Раздел о чистилище описывает действие процесса очищения на людей, многих из которых главный герой знал в земной жизни. Ещё одна глубоко волнующая работа о чистилище — «Сон Геронтия» Св. Джона Генри Ньюмана. На мой взгляд, она гораздо более личная, чем рассказ Данте о путешествии через чистилище. Ньюман проводит нас через жизнь добродетельного человека, через его смерть и процесс очищения.

Дорога с двусторонним движением

Молятся ли за нас души в чистилище? По крайней мере, со времен средневековья некоторые богословы и как минимум один папа придерживались этой возможности. Папа Лев XIII допускал молитву, призывающую души в чистилище молиться за нас. На Втором Ватиканском Соборе тема чистилища возникла в ходе дискуссий, приведших к составлению Догматической конституции о Церкви. Предлагалось включить в Конституцию положение о том, что молитвы душ в чистилище могут приносить пользу живым. Отцы Собора решили не рассматривать этот вопрос, поэтому предложение было отложено.

Можно ли теперь сказать, что официально Церковь дала нам ответ в Катехизисе? «Наша молитва за них может не только им помочь, но и сделать успешным их заступничество за нас» (ККЦ 958).

Подумайте об этом. В этой жизни мы молимся за многих людей, особенно за самых дорогих нам. В чистилище сохраняется наша индивидуальность. Попытайтесь представить себя в чистилище, оторванным от всех своих взаимоотношений в этой жизни. Вы бы не остались тем же человеком! Несомненно, как утверждает Катехизис, души в чистилище продолжают ходатайствовать за своих близких, всё ещё живущих на земле.

Итак, Церковь действительно учит нас, что наши молитвы могут помочь усопшим подготовиться к небесам. Ясно, что это учение подразумевает указ: молитесь за них. Приносите за них Святую Жертву.

Бог поможет нам быть верными в выполнении этой заповеди.