Что может Адорация?

Перевод отрывка из интервью «What Good Does Adoration Do?»
https://www.catholic.com/audio/caf/what-good-does-adoration-do

Отец Джеймс Борик, настоятель первого собора в Америке, Базилики Успения Пресвятой Богородицы в Балтиморе, расскажет нам, почему он выбрал Евхаристическое Поклонение в качестве краеугольного камня своих усилий по построению прихода. Он расскажет нам о том, какая сила скрыта в том, чтобы просто сидеть в тишине пред Господом в Пресвятых Дарах.

Сай Келлетт:
Можете ли вы рассказать нам, как выглядит Евхаристическая Адорация в Балтиморской Базилике Балтимора Успения Пресвятой Богородицы? И почему вообще это ключевой момент в жизни вашего прихода?

Отец Джеймс Борик:
Итак, позвольте мне ответить сначала на вторую часть вопроса. Потому, что Евхаристия — это Иисус Христос, Бог Вселенной. И вы, наверное, знаете, что Балтимор попадает в новости не из-за хороших событий. Мы сейчас занимаем второе место в США по количеству убийств на душу населения. И это ужасно. И у каждого своё представление что с этим делать. Но никаких изменений не происходит. И ясно, что если вы хотите что-то изменить, вы должны внести пригласить туда Христа.Для меня это совершенно очевидно.

Нам нужно, чтобы Иисус Христос был в центре нашей епархии, в центре нашего города, в центре нашей страны. Вот почему. И я знаю, что мне действительно нечего предложить людям, но Иисус может изменить всё. Идея в том, что если мы просто позволим людям встретиться с Ним, тогда всё может измениться. Вот почему.

Сай Келлетт:
Итак, с практической точки зрения, скажем, мне доведётся быть в вашем городе, как я смогу участвовать? Адорация совершается в определённые часы в течение дня? Как это работает?

Отец Джеймс Борик:
Сейчас Адорация проводится у нас по вечерам, но 31 мая, как я уже сказал, храму исполняется 200 лет. Сейчас у нас строится часовня для непрестанного поклонения [то есть часовня, где Пресвятые Дары выставлены круглые сутки — прим. перев.] в подвале нашего здания. Идея состоит в том, что 31 мая архиепископ Балтимора, архиепископ Лори собирается отслужить Мессу в день 200-летия освящения храма И мы хотим освятить эту новую часовню в тот же день, через 200 лет после освящения нашей базилики. Совершится торжественное выставление Пресвятых Даров, а затем начнется непрестанное Евхаристическое Поклонение.

И это будет первый раз в истории Балтимора, когда будет совершаться Непрестанное Поклонение. Начиная с того времени вы будете иметь возможность прийти в часовню в любой момент. Но сейчас Адорация проходит у нас по вечерам.

Сай Келлетт:
Давайте теперь вернёмся к тем условиям, в которых пребывает Балтимор, о чём вы говорили в начале. Потому что всегда есть критика, с которой мы, католики, сталкиваемся, и я бы хотел, чтобы вы сказали пару слов на этот счёт. Я имею в виду, почему всё это вообще имеет значение?

Отец Джеймс Борик:
Да, во-первых, я всё время слышу это, даже от очень, очень, очень искренних и очень верных католиков. И особенно с учетом всех социальных беспорядков. Например, я произношу проповедь о молитве, а мне говорят: “Отец, вы серьезно? Это все, что у вас есть?" Но дело не в том, всё ли это, что у меня есть или нет, а в том, верим ли мы что Бог это Бог? Верим ли мы, что Иисус Христос может что угодно? Это может изменить сердца. Ничего не изменится, пока не изменятся сердца. И однажды, сердца будут сообразны со Христом, я имею в виду на самом деле сообразны. Я не говорю о том, что мы должны просто произносить молитвы. Но, понимаете, если ваше сердце сообразно с Иисусом Христом, то вы не станете, например, расистом, верно? Так просто не может быть. Когда ваше сердце сообразуется с Иисусом Христом, вы не будете никем иным, кроме хорошего мужа, хорошей жены или хорошего священника.

Итак, настоящая работа должна происходить на уровне сердца. А что такое Адорация? Это лишь разговор по душам с Господом Вселенной. Итак, когда я иду на Адорацию, я иду туда, чтобы обратиться. И как только я обращусь, я смогу дать моим людям что-то другое. Как только люди Балтимора обратятся и изменятся в своих сердцах, тогда они осознают божественную любовь и то, кем они являются, и это окажет влияние на уровне семьи, на уровне любых отношений и, в конечном итоге, на уровне всего города. И я хотел бы привести два конкретных примера.

Итак, один случай — весьма известный,, о котором мы, вероятно, все слышали из католических СМИ, а второй — то, что я видел сам. Первый, знаменитый случай произошел в Мексике в Сьюдад-Хуарес. Этот город, который был едва ли не самым опасным городом в мире с 2010 по 2015 год, со всей это торговлей наркотиками, бандами и насилием и более 3700 убийствами в год. А потом в город приезжает отец Хейлман с парочкой миссионеров и в 2013 году решает начать непрестанное Евхаристическое Поклонение в самом опасном городе страны.

И за два года количество убийств снижается с 3700 до 256 в год. И конечно, есть и другие вещи, не так ли? Есть вещи, вроде тех, что я испытал в Балтиморе. В первый год, когда я сюда приехал, одним из первых, что я сделал, была встреча, посвящённая Розарию, как мы это называем “Конгресс” — одна неделя непрестанной Адорации, где мы каждый час читали розарий перед Пресвятыми Дарами, и также у нас проходили лекции и служилась Месса. Так продолжалось в течение недели.

Количество убийств в Балтиморе за эту неделю уменьшилось примерно на 60%. И почти все дни в течение самой недели убийств не было. Более того, в прошлом году — я делаю это каждый год — на таком же “Конгрессе”, который проходил в октябре, приуроченный к празднику Девы Марии Царицы Розария. В тот период у нас был выделен специальный день, когда жители Балтимора могли собраться вместе, чтобы помолиться о прекращении насилия и убийств. В тот день, в городе Балтимор не было убийств. Я знаю, что это весьма скромный статистический анализ и выборка, но я абсолютно верю, и я видел, и я знаю, что если Иисус будет здесь всё время — только представьте себе, что произойдет.

Сай Келлетт:
Меня так впечатлило то, что вы сказали, потому что это то, что даже, я думаю, очень верные католики могут не понимать, — мы забываем, что в отношениях между мной и Иисусом есть еще и социальная сила. Да, это не главное, мы не социальные реформаторы. Но в близости с Богом есть социальная сила. Если, один за другим, мы станем ближе к Богу, у этого будет огромный социальный потенциал.

Отец Джеймс Борик:
Без сомнения. Я имею в виду, просто подумайте об этом на уровне семьи. Если есть муж и жена, которые познали любовь Бога, и они выстраивают свою жизнь соответствующим образом, то вот оно обращение. Они перестроят свою жизнь. Вся их семья изменится, и это повлияет на многие поколения в городе, где бы они ни жили. Так что это большое дело.

Сай Келлетт:
Так что не случайно, что когда вы пришли в церковь в сердце Америки, вы решили, что для того, чтобы превратить её в приходскую общину, Адорация должна быть неотъемлемой частью этого.

Отец Джеймс Борик:
Да, для меня это было несложно. Но очевидно, мне нужна была поддержка архиепископа Лори, и он полностью меня поддержал. Так что в идее нет ничего сложного, но потребовалось четыре года. Я уже почти четыре года здесь. Это потребовало изменения культуры, мне пришлось постепенно вводить это, а затем наращивать, потому что люди не понимали. “Чем вы занимаетесь во время Адорации?” Нужно было готовиться четыре года.

Сай Келлетт:
Что ж, вот и мой следующий вопрос. Чем вы занимаетесь во время Адорации? Потому что я думаю, многие люди скажут: «Если есть что-то, что может изменить моё сердце и привести меня к близости с Иисусом, то я бы хотел этого, но как это происходит во время Адорации?» И что я должен сделать, чтобы это произошло?

Отец Джеймс Борик:
Я думаю, что люди часто могут всё усложнять и встраивать в какие то формулы. Но всё, что в конечно счёте важно, это проводить время с другом. А это буквально и есть разговор по душам. Я имею в виду, что нужно просто говорить с Господом как с другом. И, кроме того, есть еще один важный аспект — учиться слушать. А Иисус не говорит — ну, по крайней мере, со мной Он не говорит голосом. Я не слышу чтобы Он говорил: «Отец Джеймс, вот что я хочу, чтобы вы сделали». Но во время Адорации вы вдруг получаете вдохновение сделать что-то или вы чувствуете вдохновение узнать кого-то лучше или что-то в таком роде. Итак, Он вдохновляет нас в тишине. Но одна из вещей, которые нам нужно сделать, — это иметь эту тишину и просто расслабиться. Чтобы быть рядом с Ним, осознавать, что Иисус, Бог вселенной, хочет проводить время со мной, хочет проводить время с вами.

И все, что нам нужно сделать, это внести в наш календарь сегодняшнюю встречу с Иисусом. И мы должны с нетерпением ждать её, как ничто другое. Что бы ни происходило в течение дня, у меня запланирована встреча, встреча один на один с Господом Вселенной, Который хочет встретиться со мной, и я могу просто рассказать ему обо всём. И я думаю, что это хороший способ посмотреть на Адорацию или даже на чтение Священного Писания.

Если бы у вас был час, то почему бы вам не потратить около получаса, читая Евангелие и наблюдая, что говорит Иисус, что Он делает и что Им движет? А потом в следующие полчаса я говорю: «Хорошо, как я могу быть таким? Что мне нужно изменить? Что мне нужно делать?" Так что мы можем так вдохновиться. Просто Слово Божие — это Христос, и Он же прямо перед вами в Евхаристии. И знаете, это просто мощный опыт. Нам просто нужно быть с Ним.

Сай Келлетт:
А приходят ли когда-нибудь некатолики? Они принимают ваше приглашение?

Отец Джеймс Борик:
Да, к нам приходят некатолики. Приведу один пример. Это было во время Мессы, но всё же связано с Евхаристией. Пришла женщина, и она пришла из-за красоты базилики, и она пришла на Мессу, а иногда люди подходят для Причастия, и вы можете сказать, что они не знают, что делать. Так что я часто просто тихонько спрашиваю их: «Вы католик?» А если они скажут «нет», я просто благословляю их. Потом я смогу им объяснить в чём дело. Что ж, когда я сделал это с этой женщиной, она поняла… Она подумала “почему он не даёт это мне?” Это должно быть что-то священное. Оно должно быть настолько особенным, что я должна что-то понять, прежде чем я смогу это принять. И она стала католичкой, осознав святость Евхаристии, а затем во время Адорации у неё был глубокий опыт. Есть и другие люди, живущие неподалёку, которые испытали чувство глубокого покоя, и они не могут это объяснить, но есть что-то… этот покой, который они испытывают. Тогда это тот крючок, который их привлекает. Но, конечно, для каждого человека он разный.

Сай Келлетт:
Вы, кажется, упомянули молодых профессионалов. Они сейчас такие, как мои дети — в возрасте примерно двадцати лет, и они сейчас вступают во взрослую жизнь. И они умели пользоваться компьютерами в четыре года и выросли у экранов. И мне кажется, что для таких людей Евхаристическое Поклонение это... это в каком-то смысле жизненно важно, что вы должны каким-то образом связать сердце с реальностью, а вы не можете сделать это, глядя на экран. Был ли у вас опыт общения с молодыми людьми, когда они находят облегчение в том, чтобы просто посидеть тихо некоторое время?

Отец Джеймс Борик:
Абсолютно. И основная масса людей, которые сейчас приходят на Адорацию, — это молодые специалисты, молодые врачи. У меня есть молодые юристы, инженеры, много аспирантов, медсестёр, и самая большую роль играет именно эта возрастная группа. И они находят покой. Как вы и сказали, это похоже на небольшое отступление на час от всего безумия и тревог. Уровень беспокойства и нервозности невероятно высок в мире молодых взрослых. Поэтому какое бы время они ни проводили перед Господом, это похоже на детоксикацию и на возврат к реальности.

Сай Келлетт:
Отец, вам не кажется, что некоторые люди скажут: «Я не могу делать это час». Я чувствую, как их внимание рассеивается или они физически не способны спокойно сидеть целый час. Они скажут: «Я не могу, отец, я не могу этого сделать». Мне кажется, что вы практически отталкиваете людей, когда говорите про “час”.

Отец Джеймс Борик:
Что ж, можно прийти и на 15 минут. Просто начните с 15 минут и, возможно, прочтите одну главу Евангелия, а затем просто посидите размышляя над ней оставшиеся несколько минут — начните с этого. Разумеется я не имею в виду, что вы должны начинать с целого часа.

Сай Келлетт:
Хорошо. Прежде чем мы завершим. Сейчас начался Великий Пост. И возможно люди думают “Я мог бы впервые попробовать приходить на Адорацию”. Не могли бы вы просто дать нам какое-то практическое руководство, как совершать поклонение Господу в Святом Причастии?

Отец Джеймс Борик:
Я бы сказал так: запишите на листе бумаги все ваши вопросы к Богу. Я имею в виду, всё, что вы хотите знать, и достаньте себе хорошее издание Библии, и просто предстаньте перед Господом и спросите всё что хотите, поговорите с ним. Что вы всегда хотели понять? Что вы хотите изменить, но не знаете как? Что вам нужно в вашей семье, чтобы быть лучшим мужем, лучшей женой или лучшей дочерью или сыном? Найдите что-то, с чем вы собираетесь обратиться к Господу, спросите Его и сядьте перед Пресвятыми Дарами. Может быть, если вы не знаете, что делать, немного посидите со Священными Писаниями и просто помолчите хотя бы пять минут.

Но я обнаружил, что когда мы готовимся к тому, что говорить Богу, и также готовимся слушать Его — происходит удивительное. Даже если мы просто делаем это ради дисциплины «Я должен сделать это», если кажется что мы не хотим быть там, мы не открыты, мы всё ещё можем обратиться к Богу. И вы можете сказать ему: «Господь, я даже не уверен, что верю, что это Ты». Просто будьте настоящими с Богом, будьте настоящими с Ним и просто смотрите, что произойдёт.