Что значит «Вне Церкви нет спасения»?

Перевод статьи «What “No Salvation Outside the Church” Means»: https://www.catholic.com/magazine/print-edition/what-no-salvation-outside-the-church-means

Одной из самых неверно понимаемых концепций Католической Церкви является следующая:

“Вне Церкви нет спасения” (Extra ecclesiam nulla salus).

Те, кто пытается понять значение этой фразы, сталкиваются с разнообразием формулировок, данных разными Отцами Церкви и Церковными Соборами. Конечно, чтобы понять любую формулировку учительства Церкви, нужно изучить исторический контекст, в котором она была написана: почему она была написана, что происходило в Церкви в то время, для какой аудитории формулировка предназначалась и так далее. Нужно исследовать как магистериум (служение учительства) Церкви понимает её собственное учение. Если кто-то не сделает этого и предпочтёт просто пользоваться отдельно взятой формулировкой как законченным учительством, он серьёзно рискует понять её неверно.

В недавнее время Церковь признала, что её учительство о необходимости Католической Церкви для спасения сильно недопонималось, поэтому его пришлось “переформулировать” в позитивном ключе. Вот с каких слов Катехизис Католической Церкви начинает рассмотрение этой темы: “Как надо понимать это утверждение, часто повторяемое отцами Церкви? Сформулированное позитивно, оно означает, что спасение целиком исходит от Христа-главы через Церковь, Тело Его” (ККЦ §846).

В соответствии с нынешним духом экуменизма, эта позитивная формулировка звучит менее резко чем предыдущие негативные формулировки. Но даже так, она продолжает вызывать споры. Давайте посмотрим как эта новая формулировка соответствует Писанию.

Иисус - Путь

Первую часть переформулированного учительства - “всё спасение исходит от Христа, Главы” - легко понять и принять всем христианам, даже некатоликам. Это соответствует собственным словам Иисуса, записанных Иоанном “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин. 14:6). Итак, христиане единогласно принимают эту часть. Но разве это всё, что должно быть сказано о том, как некто может быть спасён? Католическая Церковь исторически признавала важность дальнейшего объяснения смысла того, что спасение приходит через Христа.

Когда речь шла о спасении, Иисус говорил нечто большее чем эти слова, цитированные выше. Например, рассмотрите эти три стиха:

  • Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16)

  • Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете (Лк. 13:3).

  • Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:54)

Заметьте, что в этих фразах Иисус связывает спасение с крещением, исповедью и Евхаристией, соответственно. Католики считают что эти таинства осуществляются через Церковь. Более того, в последних двух случаях, для осуществления таинства необходим законный рукоположенный священник, так что таинство священства также должно быть связано со спасением. Приоритетная роль Католической Церкви в связи со спасением, становится вполне очевидной.

Это приводит нас ко второй части формулировки Катехизиса, где сказано: “через Церковь, Тело Его”.

С Ним или против Него

Так как таинства являются ординарными средствами, через которые Христос дарует благодать, необходимую для спасения, и Католическая Церковь, основанная Христом, является ординарным служителем этих таинств, вполне справедливо утверждать, что спасение приходит через Церковь.

Это не отличается от ситуации, существовавший до основания Католической Церкви. Ещё до того как было в полноте открыто, что Иисус - Мессия, Он сам учил, что “спасение от Иудеев” (Ин. 4:22). Он указал самарянской женщине на существовавшее в то время тело верующих, через которое спасение предлагалось всему человечеству: на иудеев.

Подобным же образом, когда Мессия основал Церковь, Иисус мог бы сказать “спасение от католиков”!

Помня об этом, мы можем видеть почему Церковь, особенно во времена массового ухода (как случалось во времена, когда расцветали ереси), особенно остро настаивала на этом учении. Вместо того чтобы просто говорить, что Бог дарует спасение через Христа, через Церковь, Церковь предупреждала, что нет спасения вдали от Христа, вне Церкви.

Так как Иисус основал Католическую Церковь как необходимую для спасения, те, кто осознано отрицают Его или Его Церковь, не могут быть спасены. Мы видим это в словах Иисуса: “Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает” (Мф. 12:30). Также: “если же [грешник] не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Мф. 18:17). Похожим образом предупреждал и Павел: “Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден” (Тит. 3:10-11)

Сказав всё это, мы должны признать, что эти доктрины не заходят так далеко, как иные себе представляют. Некоторые люди спросят: “Значит ли это, что некатолики идут в ад?” Не обязательно.

Непреодолимо невежественны

Церковь признаёт, что Бог не осуждает тех, кто не по собственной вине не осведомлён об истине о спасении, которое Он предлагает. Согласно этого учения, Катехизис Католической Церкви говорит (цитируя 16 главу документа Второго Ватиканского Собора Lumen Gentium):

Это утверждение не относится к тем, кто не по своей вине не знает Христа и Его Церковь: «А кто без вины своей, не знает Евангелия Христова и Его Церкви, но все же ищет Бога искренним сердцем и под воздействием Его благодати стремится исполнять своими делами Его волю, которую познает благодаря голосу совести, те могут наследовать вечное спасение». (ККЦ §847)

Документ Второго Ватиканского Собора Gaudium Et Spes учит о возможности спасения похожим образом:

Это остаётся в силе не только для верных Христу, но и для всех людей доброй воли, в сердцах которых незримо действует благодать. Поскольку Христос умер за всех, и так как высшее призвание человека в действительности одно, то есть Божие, мы должны твёрдо верить, что Святой Дух даёт всем возможность приобщиться этой пасхальной тайны ведомым Богу образом. (22)

Это учительство соответствует учению Христа о тех, кто безвинно отвергает Его “Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха” (Ин. 15:22)

Но когда кто-то узнаёт истину, он должен принять её или он будет виновен в её отрицании. Мы видим это в словах Иисуса, сказанных фарисеям: “Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас” (Ин 9:41). Павел учит подобным образом о язычниках:

“Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа” (Рим. 2:14-16).

Обратите внимание как тщательно Павел подбирает слова: “мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую”. Павел не говорит, что те, кто безвинно невежественны об истине будут спасены, он лишь оставляет такую возможность открытой.

Он также пишет: “Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру” (Рим. 3:29-30).

Необходима для Спасения

Как мы видим, Бог предлагал спасение миру через Его избранный народ, иудеев. Откровение Бога иудеям достигло полноты во Христе, Мессии, основавшем Католическую Церковь. Благодать, необходимая для спасения, приходит от Христа через Его Церковь. Те, кто непреднамерено не осведомлены и не принимают этого всё ещё могут обрести спасение, но те, кто сознательно отвергает это, отвергает Божье спасение.

Катехизис (снова цитируя Lumen Gentium), подводит итог следующим образом:

«Основываясь на Священном Писании и на Предании, Собор учит, что эта странствующая по земле Церковь необходима для спасения. Один только Христос - посредник и путь ко спасению, а Он присутствует для нас в Своем теле, которое есть Церковь; прямо преподав нам необходимость веры и Крещения. Он одновременно подтвердил необходимость самой Церкви, в которую люди входят через Крещение, как через дверь. Поэтому знающие, что Вселенская Церковь основана Богом через Иисуса Христа как необходимая, и все же не желающие вступить в нее или оставаться в ней, не могут спастись» (ККЦ §846)