Священник, пророк, царь

Перевод статьи епископа Роберта Бэррона.
https://www.catholicnewsagency.com/column/priest-prophet-and-king-2818

Классическое описание Иисуса состоит в том, что Он священник, пророк и царь. Как священник он освящает, то есть восстанавливает утраченную связь между божественным и человеческим; как пророк, он говорит и воплощает в себе божественную истину; и как царь он ведет нас по правильному пути, направляя человечество. Можно сказать, что как священник Он - жизнь; как пророк, Он - истина; и как царь Он - путь.

Но это munus triplex (тройное служение) - не только глубокий способ охарактеризовать Господа; это также хороший способ показать, кем должны быть люди, принявшие крещение. Согласно католическому богословию, крещение - это нечто большее, чем просто символический знак принадлежности к церкви. Это средство, с помощью которого человек включается во Христа, становясь членом его мистического тела. Крещение, соответственно, делает крещённого alter Christus, другим Христом. Именно поэтому, например, каждый кандидат на крещение помазывается елеем, точно так же, как в Ветхом Завете, во время вступления в своё служение, были помазываемы священники, пророки и цари.

Так как же это выглядит на практике? Как это проявляется в жизни обычных верующих? Давайте сначала посмотрим на священство. Священник взращивает святость исключительно в той мере, в какой он служит мостом между Богом и людьми. В древнеримские времена священник назывался “pontifex” [понтифик], строитель мостов, и это сохраняет своё значение в христианском контексте. Примирение божественного и человеческого ведёт к целостности и интегральности человека, к соединению часто враждующих элементов внутри него. Та же динамика проявляется и в более широком масштабе: когда города, общества, культуры заново открывают для себя связь с Богом, они обретают внутренний мир. И поэтому крещёные священники предназначены, во-первых, для воплощения гармонии, которую хочет Бог между Ним и теми, кто создан по Его образу и подобию. Они осуществляют это через свою преданность молитве, таинствам и мессе. В своем развитии подлинной дружбы с живым Христом они проявляют свою священническую сущность и цель. Затем они отправляются в семьи, общины, на работу, на политическую и культурную арену и т. д., чтобы нести и передавать эту целостность, которую они обрели, словно “вирус святости”. Если крещёные священники перестанут молиться, перестанут ходить на мессу, перестанут приступать к таинствам, они вскоре станут подобны соли, потерявшей свой вкус.

А что значит для обычного крещеного человека быть пророком? Человек является пророком в той мере, в какой он несет истину Божью. Г.К. Честертон сказал, что в таком перевернутом мире, как наш, пророк - это тот, кто стоит на голове, чтобы видеть все правильно. Именно поэтому пророки всегда казались немного безумными. Фактически, еврейское слово «наби», обозначающее пророка, имеет оттенок “безумец”. Разумеется, в мире, который потерял свою опору, те, кто провозглашают божественную истину, будут казаться нездоровыми. Как взращивать это целительное безумие? Крещёные пророки должны тренировать свой разум, изучая философию, теологию, духовность, историю церкви и жизнь святых. И они не могут удовлетвориться чтением поверхностных текстов, предназначенных для детей. Вас ждут Августин, Ориген, Бернард Клервосский, Фома Аквинский, Игнатий Лойола, Джон Генри Ньюман, Честертон и Ратцингер. Если эти классические авторы немного пугают, то Фултон Шин, К.С.Льюис, Питер Крифт, Джордж Вейгель и Роберт Спитцер предлагают более доступную, но все же насыщенную пищу. Освещенные таким образом, эти пророки затем отправляются в мир как источники света. Бог знает, что в нашем все более секулярном обществе такое освещение отчаянно необходимо, но если крещеные пророки перестают учиться и перестают говорить, они подобны свече, которую накрыли сосудом и поставили под кровать.

Наконец, что для обычного католика значит быть царём? В богословском смысле царь - это тот, кто управляет харизмами внутри сообщества так, чтобы направить его к Богу. В этом смысле он подобен генералу армии или дирижёру оркестра: он координирует усилия и таланты множества людей, чтобы помочь им достичь общей цели. Таким образом, родители-католики направляют своих детей к выполнению данной им Богом миссии, обучая их, формируя их изнутри, формируя их поведение, дисциплинируя их желания и т. д. Католик-политик ценит моральное измерение своей работы и принимает законы, судит и правит в соответствии с этим. Католик-инвестор вкладывает в компанию, которая обеспечивает людям работу в приходящем в упадок районе и т.д. Как можно взращивать способность осуществлять это царственное лидерство? Это можно сделать, преодолев культурный предрассудок, говорящий о приватности религии. Большинство сторонников секуляризма воспринимают религию как личное дело, что-то вроде хобби. Но такая ослабленная духовность не имеет ничего общего с сильным библейским пониманием религии. В католическом понимании религиозные люди - крещеные - выступают смело и открыто вполне желают править, быть царями из религиозных убеждений. Если вы ищете примеры того, что я здесь описываю, обратите внимание на Уильяма Ллойда Гаррисона, Дороти Дэй, Мартина Лютера Кинга и Фултона Шина. Крещёные цари, которые отказываются править, подобны городу, укрывшемуся на вершине горы, покрытой облаками.

Ключ к обновлению нашего общества - это восстановление самого глубокого смысла крещения, чтобы по истине быть священниками, пророками и царями.