Проблема седевакантизма

Перевод статьи отца Рэя Риланда «Peter and the Orthodox: A Reprise»


Два поколения назад один англиканский апологет задал вопрос, который, по его мнению, был важным и одновременно риторическим. Современные апологеты восточных церквей повторяют этот вопрос.

Вопрос звучит так: «Если первенство, верховная власть Папы является основой христианства, как утверждают католики, почему Библия не говорит нам об этом?»

Английский учёный-бенедиктинец ответил на это другим риторическим вопросом: «Если первенство Святого Петра так неважно, если оно не давало ему ни прерогатив, ни обязанностей, ни преемников, — почему же оно так необычайно заметно в Священном Писании?» [John Chapman, Studies on the Early Papacy (London: Sheed and Ward, 1928), 73.]

Личность и действия Петра действительно занимают особое место в Писании. В Евангелиях и в первой половине Деяний Петр является доминирующей фигурой. Его имя встречается 195 раз. Следующим по частоте упоминания апостолом является Иоанн, имя которого встречается 29 раз. В начале служения Иисуса Пётр появляется на сцене как один из бывших учеников Иоанна Крестителя (Ин 1: 40-42). Давая поручение первым апостолам, Иисус выделяет Петра (Лк 5:10).

В Евангелиях дано несколько списков апостолов. Некоторые из них кажутся произвольными, но четыре заслуживают внимания: Мф 10:2, Мк 3:16, Лк 6:14 и Деян 1:13. Первые три определяют роль Симона как Скалы/Камня, добавляя к его имени слово «Пётр». Только эти четыре списка перечисляют всех апостолов. С небольшими различиями между ними они, кажется, представляют собой то, что Майкл Уинтер называет «официальными каталогами», в каждом из которых Пётр указан первым. Мф 10:2 начинается со слов: «Первый Симон, называемый Петром». Если слово «первый» не используется здесь для обозначения какого-то превосходства Петра, тогда в этом контексте это слово является «бессмысленной тавтологией». [Michael M. Winter, St. Peter and the Popes (Westport Connecticut: Greenwood Press, 1979), 3]

В некоторых случаях общим обозначением для апостолов является оборот «Симон и товарищи его» (см. Мк 1:36). Петр всегда говорил от лица апостолов. Когда Иисус попросил своих апостолов высказать свое мнение о Нём, Петр высказался за всех (Мф 16:13, Мк 8:27-30, Лк 9:18-21). Когда он просил Иисуса избежать страданий, которые Иисус предвидел, Пётр, несомненно, выразил чувства всех апостолов. Когда в заключение беседы Иисуса о «Хлебе Жизни» (Ин 6:25-59) Он призвал своих апостолов остаться или уйти, Петр заявил об их решимости остаться с Ним.

Всё время первый

В кругу апостолов Пётр формулировал вопросы, которые, должно быть, были на уме у других. Он спросил, в чём заключается долг прощения (Мф 18:21) и какова награда для тех, кто отказался от всего, чтобы следовать за Иисусом. Вопрос, волнующий апостолов во время Тайной вечери (кто предаст Иисуса?), Был задан Иисусу Иоанном по просьбе Петра — или это было приказом Петра? (Ин 13: 21-24). Посторонние также признавали первенство Петра среди апостолов. Сборщики храмового налога обращались к Иисусу через Петра (Мф 17:24).

Трижды Иисус позволял сопровождать себя только трём апостолам. По крайней мере в двух из этих случаев Пётр исполнял роль главы апостолов. Он говорил за других апостолов на горе Преображения (Лк 9:18). В Гефсиманском саду только Пётр попытался предотвратить арест Иисуса, размахивая мечом (Ие 18:10). Только Пётр участвовал (хотя и недолго) в совершении одного из чудес Иисуса (Мф 14:22-23, хождение по воде).

Иисус поручил Петру и Иоанну приготовить пасхальную трапезу, известную как Тайная Вечеря (Лк 22: 8). В конце концов, Пётр первым заявил о своей верности Иисусу (Мк 14:19). Из всех апостолов только Пётр и Иоанн последовали за нашим Господом на суд.

Когда ангел явился Марии Магдалине и остальным у пустой гробницы, он повелел им: «идите, скажите ученикам Его и Петру [обратите внимание на выделение Петра], что Он предваряет вас в Галилее» (Мк 16:7). Пётр и Иоанн вместе побежали к гробнице Иисуса после того, как Мария Магдалина сообщила, что тела Иисуса там нет. Их стремление подтвердить этот поразительный факт, должно быть, было невыносимым. Будучи моложе, Иоанн опередил Петра. Но обратите внимание на то, что говорит нам сам Иоанн. Каким бы сильным ни было его желание осмотреть гробницу, Иоанн ждал у входа, пока Петр не пришёл и вошел первым. Только тогда вошел и сам Иоанн (Ин 20: 1-20).

Письма Павла отражают осознание того, что он не был одним из первых двенадцати апостолов. Тем не менее, в 1 Кор 15:5 Павел подчеркивает приоритет Петра: воскресший Господь явился «[сначала] Кифе, затем двенадцати».

Отношение Иоанна Златоуста

Именно Пётр призвал других апостолов помолиться о назначении преемника Иуды Искариота (Деян 1:15-20). Иоанн Златоуст (345? — 407), один из самых влиятельных греческих Отцов Церкви, задавался вопросом, почему Пётр просто не назначил преемника Иуде. В конце концов, сказал Златоуст, Петру «Христос вверил ему Свое стадо и он был первым в лике (апостолов). <...> Почему он не от своего только лица просил Христа дать ему кого-нибудь вместо Иуды?» Затем Златоуст сам отвечает на свой вопрос. Помимо других соображений, следующее наиболее важно: «это слу­жило наибольшим доказательством, что Христос пребывал с ними. Он, и отсутствуя (видимым образом), сам избрал так же точно, как и тогда, когда был с ними».

Пётр произнес первую христианскую проповедь, объясняя значение излияния Святого Духа (Деян 1:14-36). Он первый призвал к покаянию, вере и крещению (Деян 2:37-41). Через него сила Божья сотворила первое чудо после воскресения (Деян 3:1-8). Только Пётр воскресил мертвого человека (Деян 9: 36-42). Когда иудейские власти начали гонения, Пётр всегда говорил от имени Церкви.

В Деян 5:1-20 мы читаем о необычайном, даже поразительном проявлении власти Петра (силы ключей Царства Небесного). Он осудил нечестность Анании и даже сказал Сапфире, жене Анании, что она немедленно последует за своим мужем после смерти. Только Петру Бог открыл, что Евангелие Иисуса Христа было дано для язычников так же, как и для евреев (Деян 10). Поэтому Пётр провозгласил для Церкви политику, которой следует придерживаться в этом вопросе (Деян 15). (Подробнее об Иерусалимском соборе позже).

Каковы основания?

Эти и другие примеры лидерства Петра требуют объяснения. Они, несомненно, отражают волю Иисуса Христа относительно роли Петра в Церкви. Евангелия ясно дают понять, что Пётр проявлял первенство, дарованное самим Иисусом.

Когда Симона представили Иисусу, Иисус сказал ему: «ты наречёшься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин 1:42). Мы знаем из Ветхого Завета, что Бог даровал новое имя только тем людям, которым он давал особое божественное поручение. В Мф 16:13-19 сообщается, что в Кесарии Филипповой Иисус сдержал обещание, данное Петру, назвав его «Камнем/Скалой» и назначив его основанием Церкви.

Моя предыдущая статья («Увидеть Петра восточными глазами», апрель 1996 г.) была посвящена описанию Петра в 16 главе Евангелия от Матфея 16 и восточному толкованию обещаний, данных Петру. Восточные апологеты интерпретируют отрывки о «скале» как относящиеся к вере Петра, а не к самому Петру, или как относящиеся ко всем, кто разделяет эту веру, или ко всем епископам. Многие, возможно, большинство современных восточных апологетов настаивают на том, что «церковь», которую Христос основал на «камне», является поместной церковью (Иерусалимской), а не Вселенской Церковью. Более того, они приравнивают силу ключей Царства (данных только Петру) к власти вязать и решить, данной всем апостолам. В указанной выше статье дан обобщённый католический ответ на эти аргументы.

Прежде чем обратиться к другим отрывкам из Священного Писания о первенстве Петра, нам нужно сделать еще два замечания о Мф 16 и о первенстве Папы в целом. Библеисты в целом согласны с тем, что ключевым вопросом Евангелий является личность Иисуса. Окончательное заявление о том, кем является Иисус, было дано Петром в Кесарии Филипповой: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17).

Эта основная христианская догма, провозглашённая Петром, была отмечена даром безошибочности, о чём свидетельствуют слова Иисуса, обращенные к Петру. То, что мы обычно называем исповеданием веры Петра, на самом деле, по выражению Владимира Соловьева, является «первым догматическим указом святого Петра». [Владимир Соловьев, Россия и Вселенская Церковь]. (Позже мы рассмотрим еще одну фундаментальную догму, провозглашенную Петром в результате откровения, данного ему Богом).

К евреям или язычникам?

Наше второе предварительное наблюдение касается восточного аргумента против юрисдикции папского первенства. Если бы Петр «обладал всеобъемлющей юрисдикцией, это относилось бы как к язычникам, так и к евреям», — говорится в «Мифе о папской безошибочности». Но миссия Петра была для евреев, а Павла — для язычников. Следовательно, у Петра не могло быть универсальной юрисдикции. [The Myth of Papal Infallibility (автор не указан, Liberty, Tennessee: St. John of Kronstadt Press, 1990), 32.]

Верно, что Павел подчеркивал разделение апостольских трудов между Петром и им самим (Гал 2: 7-9). Тем не менее, на Иерусалимском соборе Пётр начал свою речь перед собранием (включая Павла) с напоминания: «мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали» (Деян 15:7). 10-я и 11-я глава Деяний рассказывают нам, как Бог продемонстрировал свой выбор Петра. Именно Петру Бог открыл что язычники должны быть приняты. Именно Петра Бог первым послал евангелизировать язычников — Петра Скалу, Петра, хранителя ключей Царства Небесного. Другие отрывки (Лк 22, Ин 21) больше рассказывают нам о власти, данной Иисусом Петру, и отражают власть Петра в ранней церкви (Деян 10 и 15, Гал 1 и 2).

Анонимный автор «Мифа о безошибочности» возражает против первенства папы. Если бы Иисус предоставил Петру «место более возвышенное», чем другим, сказал ли бы Иисус Петру [заметьте, что Иисус говорит всё таки Петру], что в Царстве Божьем двенадцать апостолов будут сидеть на двенадцати престолах «без различия чести»? Автор цитирует Мф 19:28 и Мк 3:13-15; последняя цитата не имеет отношения к делу. Он также мог процитировать Лк 22: 28-30. Иисус обещал всем апостолам почётные места.

Но Иисус не останавливался на этом, не должны этого делать и мы. Сразу же после разговора о роли апостолов в царстве Иисус сказал Петру: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк 22:31). Оба раза греческое слово «вы» встречается во множественном числе, обозначая всех апостолов. Следующий стих: «но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». Все четыре последних местоимения второго лица в греческом языке употребляются в единственном числе. Только Пётр определён как укрепляющий братьев (апостолов), а через них и всю Церковь. Петру отводится руководящая роль среди апостолов и во всей Церкви.

Петр был не единственным неверным апостолом

Вот еще один восточный подход к этим стихам в Евангелии от Луки. Сатана не получил того, чего хотел, — говорит Рене-Франсуа Гетте. Апостолы не утратили своей веры перед искушениями, которые им пришлось вынести из-за позорной смерти своего Учителя. «Следовательно, не было необходимости в укрепляющей функции Петра, которую, как утверждают католики, отражает этот отрывок». [René-François Guettée, The Papacy: Its Historic Origin and Primitive Relations with the Eastern Churches (New York: Minos Publishing, 1866), 42.]

Другие апостолы не потеряли веру? Почему все, кроме Иоанна, покинули Иисуса после его ареста? Почему они скрылись? Почему они отказались поверить Марии Магдалине, когда она сказала им, что Иисус воскрес? Иисус сказал, что они потеряли веру. Когда Он явился одиннадцати за столом, «Он упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мк 16:14)». Утверждение Гетте о том, что Иисус принял ненужные меры предосторожности (Лк 22:32), просто не выдерживает критики.

Комментируя Евангелие от Луки 22: 31-32, Иоанн Златоуст объясняет, что «Бог попустил [Петру] пасть, потому что Он намеревался сделать его правителем всего мира, чтобы, вспомнив о собственном падении, он мог простить тех, кто упадёт в будущем» (Курсив добавлен). Другие сочинения Златоуста ясно показывают, что здесь он имел в виду весь христианский миру. Это лишь одно из многочисленных признаний первенства Петра выдающимся восточным отцом четвертого века.

Третий ключевой отрывок о Петре в Евангелиях — это Ин 21:15-19. Иисус трижды спросил Петра о любви к Нему; трижды Пётр сделал это признание; Иисус трижды велел Петру: «паси моих овец», «паси моих овец», «паси моих овец».

Правильное понимание Ин 21:15-19 может начаться с Иез 34. Говоря через своего пророка, Бог осуждает пастырей своего народа (царей, священников, правителей, всех наделенных властью). Бог заявляет: «Я буду пастырем овцам Моим» (Иез 34:14), обещание, которое повторяется дюжину и более раз в течение нескольких стихов. Затем идет мессианский отрывок: «И поставлю над ними одного пастыря, Моего слугу Давида, и он будет пасти их; он будет пасти их и будет их пастырем».

Мы видим исполнение этого обещания во Христе. Иисус дважды говорит нам (Ин 10:11, 14), что Он «пастырь добрый». Он обещает (стих 16) что «будет одно стадо, один пастырь». В Ин 21 Он выполняет это обещание, назначив Петра пастырем над всем стадом: «одно стадо, один пастырь».

В Ин 21:15,17 слово, переведенное как «пасти», означает именно это. Греческое слово, используемое здесь, “поимане”, означает направлять, контролировать, управлять. То же слово используется в Евангелии от Матфея 2:6 («из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля») и в Откровении 2:27 и 19:15 («и будет пасти их жезлом железным»). Эти последние два стиха отражают Псалом 2:9, который в Септуагинте гласит: «Ты будешь пасти их жезлом железным». «Паси овец Моих» — это поручение Иисуса Петру осуществлять власть над стадом Христа под властью Христа.

Пётр конгрегационалист?

Гетте и другие восточные авторы пытаются ограничить пастырство Петра местным собранием или поместной церковью. Гетте цитирует самого Петра («пасите Божие стадо, какое у вас» [1 Пет 5:2]). Эти слова самого Петра, говорит Гетте, являются доказательством того, что все те, кто были главами разных церквей, выполняют ту же функцию, что и Пётр в Ин 21:1-5. Но Гетте предполагает то, что ему нужно доказать. Одинаковый язык, используемый в двух разных фразах двумя разными людьми в двух разных контекстах, не доказывает, что значение этих двух фраз идентично.

Вопреки аргументу Гетте, Иоахим Иеремиас, известный протестантский библеист, подчеркивает универсальный масштаб власти, данной Петру Иисусом. Иеремиас приводит несколько примеров метафоры «пастырь» для лидера местного собрания или для епископа. Затем он заключает: «Только в Евангелии от Иоанна 21:15-17, где описывается назначение Воскресшим Господом Петра пастырем, кажется, в качестве поля деятельности рассматривается вся Церковь» [Иоахим Иеремиас, под редактурой Герхарда Фридриха, Theological Dictionary of the New Testament, Vol. VI (Grand Rapids: Eerdmans, 1993), 498.]

Гетте утверждает, что «Св. Сам Пётр отрицает первенство, которым он был с тех пор наделён римскими богословами, когда он обращается к пастырям церквей, которых он рассматривал как коллег (1 Пет 1:1)». [Guettée, 50-51.] Сам стих ничего не говорит о том, что Петр был «коллегой» для своих адресатов. Даже если бы это было так, это ещё не подтвердило бы точку зрения Гетте. Как бывший католик, Гетте, должно быть, кое-что знал о папском этикете. Вряд ли он мог не знать, что папы обычно обращаются к другим членам иерархии как к своим собратьям-епископам.

Две трети силлогизма неверны

Что касается этого отрывка, Гетте хватается за соломинку. Если бы Иисус наделил Петра превосходящей властью, говорит Гетте, Пётр «возрадовался бы». (говоря человеческим языком, будет ли кто-нибудь «радоваться», если на него возложат огромные обязанности?) Но Ин 21:17 говорит нам, что Петр не радовался. Он «опечалился». Печаль Петра доказывает, что Иисус не наделял его какой-либо особой властью. Лишь малая посылка этого силлогизма верна. Всё остальное — ложно.

Взгляните кратко на некоторые комментарии Иоанна Златоуста к 21 главе Иоанна. Следует отметить, что в первые века Златоуст был самым популярным из греческих отцов. Ему также больше всего подражали. Проповеди, ложно приписываемые ему, превосходят по массе все подлинные сочинения любого другого греческого отца. Он, пожалуй, самый представительный восточный католик четвертого века.

Процитировав повеление нашего Господа Петру пасти Своих овец, Златоуст спрашивает: «Почему же, помимо других учеников, беседует об этом с Петром? Потому что он был избранный из апостолов, уста учеников, верховный в их лике, почему и Павел приходил некогда видеть его преимущественно пред другими. Вместе с тем Христос поручает ему попечение [“простасия”] о братии и для того, чтобы показать, что отныне он должен иметь дерзновение, так как отречение его предано забвению» [Беседы на Евангелие Иоанна Богослова, Беседа 88].

Комментарии Златоуста напрямую связаны с современным аргументом, который используют восточно-православные и другие апологеты для отрицания первенства Петра. Они настаивают на том, что при различных обстоятельствах любой из апостолов мог первенствовать над братьями, как это делал Иаков на Иерусалимском соборе. Таким образом, они заключают, что сказанное Петру в 21-й главе Евангелия от Иоанна предназначалось всем апостолам.

Вот как Златоуст неосознанно предвосхищает и опровергает этот аргумент. Если Петру было дано попечение [“простасия”] над братьями, некоторые могут задаться вопросом, тогда почему он автоматически не стал главой церкви в Иерусалиме. Златоуст отвечает: «Если же кто спросит: почему же престол иерусалимский получил Иаков? – то я отвечу, что Петра Христос поставил учителем не для этого престола, но для вселенной». [Там же]

Айзегеза, а не экзегеза

Один русский православный богослов дал в высшей степени творческое толкование трём основным отрывкам о Петре (в Мф 16, Ле 22 и Ин 21). Он видит в них неуклонное и стремительное снижение важности роли Петра. В Мф 16 мы якобы видим, как Иисус назначил Петра главой поместной церкви Иерусалима. (Историю этих взглядов см. в статьях «Как Восток видит Церковь» в журнале «Эта скала» за октябрь 1995 г., и «Увидеть Петра восточными глазами», «Эта скала» за апрель 1996 г.)).

Эта интерпретация идёт дальше. В Лк 22 оказывается показано понижение Петра в должности с его первоначального положения главы поместной церкви в Иерусалиме. Мы можем сказать, что он был понижен, потому что отрывок не содержит упоминания о связывании и разрешении. Единственная функция, оставленная Петру сейчас, — это «только увещевать других, для чего он в высшей степени пригоден благодаря своему опыту греха и покаяния». В Ин 21 карьера Петра достигает своего апогея. Теперь он понижен в звании до простого настоятеля. [Епископ Кассиан, «Св. Петр и Церковь в Новом Завете: проблема первенства», Истина, 1955, 257–394] Это объяснение является полемическим, а не экзегетическим.

Протестанты много писали о библейских материалах, касающихся основного вопроса, разделяющего всех христиан, — вопроса власти и, следовательно, папства. Напротив, православные исследователи написали очень мало. Когда они действительно обращаются к Священному Писанию, они всегда сосредотачиваются на Иерусалимском Соборе (Деян 15), который рассматривал вопрос о том, должны ли язычники соблюдать еврейский закон, чтобы стать христианами. Восточные авторы находят в этом тексте основание для соборности, теории о том, что церковью должны управлять соборы, и, следовательно, для их отказа от первенства папы.

Упустили контекст

Восточные апологеты, которые уделяют большое внимание 15-й главе Деяний, в значительной степени игнорируют 10-ю главу, но она является важным основанием для понимания 15-й. В Иоппии Петру было дано особое откровение, отправившее его проповедовать Евангелие языческой семье Корнилия, римского центуриона. Когда Пётр вошел в дом Корнилия, Корнилий преклонил перед ним колени. Петр немедленно поднял Корнилия на ноги, заявив: «Я тоже человек» (Деян 10:26). [Автор «Мифа о папской непогрешимости» видит в этом стихе убедительное свидетельство того, что у Петра не было почётного места среди апостолов. Другими словами, не позволяя поклоняться себе как богу, Пётр заявлял, что у него нет первенства!]

Когда Пётр проповедовал Христа, Корнилий и его семья получили Святого Духа, говорили на языках и восхваляли Бога. При этом Пётр понял, что они тоже должны быть приняты в Церковь через крещение, и повелел, чтобы это было сделано. Теперь он с уверенностью знал, что это было частью плана Бога — привести вместе с иудеями в Церковь Христову и язычников. Это второй догматический указ, озвученный Кифой-Скалой, земным главой Церкви. Это было безошибочное заявление, непогрешимое, потому что оно было дано благодатью Божией ради Его Церкви.

В Деян 11 говорится, что, когда Пётр вернулся в Иерусалим, христиане-иудеи раскритиковали его поступок. Пётр рассказал им об откровении, которое он получил, и о том, что произошло. Николай Куломзин интерпретирует это так, что Пётр должен был доложить о своей деятельности другим апостолам. Из этого он заключает, что Пётр не обладал властью над апостолами, а фактически зависел от других апостолов и церкви в Иерусалиме. [Николай Куломзин, «Место Петра в ранней церкви» (J. Meyendorff, A. Schmemann, N. Afanassieff and N. Koulomzine, The Primacy of Peter [London: The Faith Press, 1963]), 118.]

И Гетте, и автор «Мифа о папской безошибочности» видят в Деян 11 смирение Петра, исключающее возможность какого-либо первенства. Петру «пришлось выслушать выговор». Это показывает, что другие не приписывали ему никакой власти. [Guettée, 50]

Взгляните получше на 11-ю главу Деяний. Здесь ничего не говорится о том, что Пётр «докладывал» другим апостолам. Его разговор шёл скорее с «обрезанными» (стих 2). Эти иудео-христиане (теперь называемые иудействующими) считали основные положения иудейского закона необходимыми для христианской жизни. Они только спросили Петра, почему он вошел в дом язычников и ел с ними. Их вопрос представляет собой «выговор» лишь в умах тех, кто желает принизить авторитет Петра.

Группа, вопрошающая Петра, ничего не сказала — предположительно, они ничего не знали — о важном решении, которое Бог объявил через Петра в Кесарии. Они, должно быть, были изумлены, узнав от Петра (конечно, от Петра), что их иудействующие убеждения были опровергнуты. Протестовали ли они против того, что сделал Петр? Требовали, так сказать, пересмотра? Требовали ли они собора, чтобы дать им возможность отстоять свою позицию?

Нет, Пётр сказал своё слово — Пётр, хранитель ключей Царства Небесного. Вернее, Бог говорил, и снова через Петра. Вопрос был решен. «Когда они услышали это [то, что сказал им Петр], их заставили замолчать. И они славили Бога, говоря: «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.» (Деян 11:18).

В кресле председателя: Иаков или Пётр?

Имея в виду эти факты, мы можем теперь взглянуть на пятнадцатую главу Деяний и на Собор. Как восточные апологеты описывают роль Петра? Во-первых, зачем собирался Собор? «Когда нужно было принять решение о том, следует ли обрезать христиан из язычников, Петра не спрашивали о его единоличном решении. Вместо этого был созван Собор апостолов». [Миф, 31.] Но решение уже было озвучено Богом через Петра. Это толкование полностью игнорирует Деян 10 и 11.

Почему Пётр заговорил? Потому что он чувствовал себя обязанным поговорить с другими апостолами и «публично отказаться от своего мнения о необходимости обрезания и других иудейских обрядов». [Guettée, 41.] Спрашивается, а почему?

Он уже отказался от своего мнения в Кесарии перед рядом свидетелей. Так что это толкование не выдерживает критики. Даже если бы это было правдой, это вызвало бы другой вопрос. Почему для Петра и только Петра было так важно во всеуслышание отказаться от мнения, которого придерживались все апостолы? И действительно, почему, если он не был главой апостолов, тем, кто их утверждает (Лк 22:37)?

Пётр действительно вмешался, «но его действия не были основаны на его нынешнем положении в Церкви». Они было основаны на его прошлом опыте. У Петра не было никаких полномочий, кроме как «свидетельствовать о прошлых событиях». [Куломзин, 131.] Но разве не у всех есть полномочия нести такое свидетельство? Свидетелем какого прошедшего события был Пётр? Событию, в котором Бог сказал и действовал через него, чтобы отвергнуть мнение иудействующих.

Все восточные апологеты, на которых мы ссылались в этом исследовании, согласны с тем, что Иаков председательствовал на Совете, Иаков подвел итоги слушаний, Иаков «вынес окончательное решение». Иоанн Мейендорф в его книге “Православие и католичество” говорит, что Петр и Иаков «совместно руководили Иерусалимским собором]». Вот и всё о главенстве Петра.

Выражение мнения

Но вглядитесь в роль Иакова на Соборе. Слова Иакова (стих 19) «Посему я полагаю» передают греческий глагол “крино”. В Деяниях 13:46; 16:15; 26:8 этот глагол используется для обозначения выражения мнения. Его также можно было бы перевести как “я думаю, что” или “на мой взгляд”.

«Упор на “я” должен быть воспринят в гармонии с остальным Новым Заветом. Абсурдно полагать, что Иаков в этот момент высказал свое личное мнение как последнее слово, против которого не могло быть никаких возражений… Сам акцент на “я” показывает, что он только выражал личное убеждение». [G. Campbell Morgan, The Acts of the Apostles (Tarrytown, New York: Revell, 1924), 362-63.]

Попытки превознести роль Иакова, чтобы свести к минимуму роль Питера, идут вразрез с фактами. Вопрос о том, смогут ли язычники стать христианами без соблюдения иудейского закона уже был решен. Решён Богом и ответ был открыт Петру. Пётр действовал по инициативе Бога. По-человечески говоря, Пётр уже принял решение. (Решения ранних церковных соборов также всегда отражали решения, уже принятые одним или несколькими папами).

Роль Иакова

Но что сделал Иаков? Он повторил то, что уже сказал Пётр. По своим собственным причинам он добавил к указаниям Собора некоторые элементы иудаизма (требования не есть мяса, принесенного в жертву идолам, и не есть кровь). Что случилось с решением Петра? Оно стало законом Церкви. Что случилось с дополнениями Иакова? Писание никогда больше о них не упоминает. Церковь проигнорировала их. В 1 Кор 8, написанном задолго до Собора, Павел учил, что есть ли мясо, принесенное в жертву идолам, относится к разряду личных суждений.

В Гал 1 и 2 рассказывается о трёх контактах между Петром и Павлом. В своих попытках умалить первенство Петра, Куломзин заявляет, что Павел был независим от других апостолов. [Куломзин, 118.] Почему же тогда во время своей первой поездки в Иерусалим после своего обращения Павел провёл две недели с Петром наедине? Более того, в Гал 2:2 говорится, что Павел во второй раз посетил Иерусалим, потому что Бог послал его туда («Я пошёл по откровению»). Почему он пошёл? «Я предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам». Павел пошел проверить свое учение со «знаменитейшими» (в первую очередь с Петром, как указывает Гал 1). Если, как пишет Куломзин, Павел был полностью независим от других апостолов, почему он сверял свое Евангелие с другими? И снова Павел говорит нам: «не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался» (стих 2).

Другими словами, Павел говорит нам, что если бы он не учил в согласии с другими апостолами, его усилия были бы напрасными. В частности, он должен был учить в согласии с Кифой. Это, пожалуй, самое раннее свидетельство церковного магистериума, в котором Пётр играет центральную роль. Испокон веков пробным камнем Православия была гармония с учением Петра и его преемников.

Но восточные противники первенства Петра используют также и Гал 2:11-14. Вот в чём ситуация. В Антиохии Пётр свободно общался с христианами из язычников. На сцену вышли упорные иудействующие из окружения Иакова. Хотя Церковь была официально открыта для язычников, те иудействующие критиковали бы Петра, если быу видели его в общении с язычниками-христианами. Чтобы избежать критики иудействующих, Пётр стал избегать публичных контактов с христианами из язычников. (Мейендорф утверждает, что Иаков имел «приоритет перед Петром, который даже вынужден был “бояться” его [Иакова] представителей». [Мейендорф, 9.]). Павел же упрекнул Петра, и справедливо.

Этот упрек, говорит анонимный автор «Мифа», показывает, что Пётр не мог быть выше Павла ни в каком отношении. [Там же, 29.] Гетте говорит, что Павел «так мало верил в авторитет Петра, что он противостоял ему лицом к лицу, потому что тот был виноват». Делая выговор Петру, Павел «утверждает, что он [Петр] равен ему». [Гетте, 41, 50.]

Прежде всего отметим, что упрек сам по себе не отрицает авторитета Петра. Екатерина Сиенская могла упрекнуть Папу в его человеческих ошибках, даже не мысля о том, чтобы приравнять свой церковный статус к его. Более того, мы должны спросить, что на самом деле сделал Павел. Он упрекнул Петра в том, что он не придерживался политики, установленной Богом через Петра же (снова Деян 10). Яростная критика Павла подчеркивает, а не отрицает первенство Петра: «Ты, Кифа, из всех людей, ты!»

Пусть Тимофей будет судьей!

Между прочим, сам Павел придерживался тех же иудаистских предубеждений, но гораздо более решительно (Деяния 16:3). Тимофей, христианин, был сыном еврейской матери и греческого отца. Павел хотел взять Тимофея с собой в миссионерское путешествие. Так что же сделал Павел? Он взял Тимофея и «обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин» (Деяния 16:3). Чье отношение к иудаистским предрассудкам было серьёзнее? Петра или Павла? Пусть Тимофей будет судьёй.

Прощальный аккорд от Гетте. Он цитирует 1 Кор 3:11: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». Это, по его словам, доказывает, что Пётр не мог быть основанием Церкви или наместником Иисуса Христа. [Guettée, 32f.]

Никто не может положить другого основания, кроме Христа. Никто не может назначить наместника Иисусу Христу. Конечно. Но сам Иисус Христос может. Он не только может, но и сделал. Он действительно заложил фундамент Своей Церкви. Он назначил викария. «и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16: 18-19). Всё это Иисус Христос дал Петру и, как мы видим, преемникам Петра.