Пять мифов о распространении веры

Оригинал статьи: https://www.catholic.com/magazine/print-edition/five-myths-about-spreading-the-faith

Падшая человеческая природа приводит к тому, что евангелизация всегда будет трудной. “Раскопайте гранитную скалу лезвием,” писал Джон Генри Ньюмен, “или пришвартуйте судно шёлковой нитью, тогда вы можете надеяться с помощью таких точных и деликатных инструментов как человеческое знание и логика, противостоять таким гигантам как страсть и гордыня человека.” (из книги “The Idea of a University”)

Учитывая сегодняшние реалии, вызов описанный Ньюменом, особенно велик. Христианский Запад наслаждался плодами мирового успеха гораздо дольше чем большинство из нас помнит, а хорошие времена порождают гордыню и разврат.

Может быть мы ещё не достигли того уровня духовной деморализации, о которой говорил Христос когда спрашивал “Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?” (Лк 18:8). Но кажется, мы на пути к этому, судя по распространённости нескольких отупляющих мифов.

Миф #1: Нет абсолютной истины.

За день до своего избрания Папой, кардинал Йозеф Ратцингер сказал на конклаве в Риме: “Мы двигаемся к диктатуре релятивизма, который не признаёт ничего за истину и чья высшая цель - служение эго и личным желаниям” (проповедь от 18 апреля 2005). Такое положение называется ситуационной этикой — мнением, что моральные стандарты меняются вместе со временем и обстоятельствами. Как говорил Гамлет “Ничто не может быть хорошим иль плохим вне нашего сознания” (Акт 2, сцена 2).

Логически релятивизм противоречит сам себе, потому что он провозглашает в качестве абсолюта, что нет ничего абсолютного. Он также противоречит Писанию. Бог говорит нам “Я — Господь, Я не изменяюсь” (Мал. 3:6); Исайя убеждает нас “слово Бога нашего пребудет вечно” (Ис. 40:8); и свидетельство псалмопевца столь же ясно: “все заповеди Твои — истина… Ты утвердил их на веки” (Пс. 118(119):151-152).

В Новом Завете Иисус учит что “не может нарушиться Писание” (Ин. 10:35), а также что “ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все… слова Мои не прейдут” (Мф. 5:18, 24:35). Павел, вторя Господу, говорит “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же”(Евр. 13:8), и “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности” (2 Тим. 3:16).

Да, и в Ветхом и в Новом Завете есть правила, которые больше не применимы: например, воздержание от свинины или Павлово предписание для женщин ходить в церкви с покрытой головой. Но эти неважные вещи не имеют ничего общего с Десятью Заповедями или моральным законом пророков. Вопрос в том, как отличать важные предписания Писания от остальных.

И ответ находится в шестнадцатой главе Евангелия от Матфея: Христос основал Церковь чтобы учить об этих вопросах, и Пётр (то есть Папа), под водительством Святого Духа говорит от лица Церкви (см. Мф. 16:18-19).

Для тех, кого не убеждает логика, кто не обращает внимания на здравый смысл и не впечатлён Писанием, существует история. Человеческая природа никогда не меняется, и существуют моральные принципы, которые приняты универсально: “Не убий,” “Не укради,” “Не прелюбодействуй,” и “не произноси ложного свидетельства”.

В 1928 году антрополог Маргарет Мид опубликовала книгу “Взросление на Самоа” в которой характеризовала сексуальность местных жителей как раскованную и свободную от чувства вины. Её тезис: мораль, будучи функцией культуры, варьируется в зависимости от времени и места. Книга Мид стала бестселлером, книгой, которую читали поколения студентов, а сама она была приглашена преподавать в Колумбийском университете.

Лишь позже выяснилось, что она знала очень мало о языке самоанцев и следовательно почти ничего об их жизни. Во время своего пребывания на острове она жила у американской семьи, а местные жители, которых она опрашивала, давали ей ответы, которые она, казалось, хотела. Что касается фактов, мораль жителей Самоа в то время была замечательным образом похожа на мораль американцев: твёрдое предпочтение девственности до брака и целомудрия - после.

Миф #2: Ваша религия не имеет значения.

Примерно в то же время, когда американцы приняли Мид за гуру антропологии, Соединённые Штаты поставили на первое место религиозную индифферентность. Небольшая книга оксфордского профессора К.С.Льюиса “Просто христианство” предоставляет сильные аргументы в пользу веры во Христа. Она содержит изобретательную апологетику и прекрасно читается по сей день. Но она побудила миллионы людей, включая католиков, игнорировать религиозные различия. Внезапно, стало модным более интересоваться верой других людей, чем своей собственной. Такие слова как ересь и апостасия исчезли из массового лексикона.

Г.К.Честертон (1874-1936), возможно второй после Ньюмена человек, известный своим обращением в католичество, назвал ложный экуменизм “добродетелью бесхарактерных людей”. “Мы не утратили свою человеческую гордость”, заметил он, “но мы гордимся ложными вещами, такими как скромность в вопросах религии… Скромность умеряет теперь не уверенность в себе, но веру в свои убеждения, — а это вовсе не нужно. Человек задуман сомневающимся в себе, но не в истине — это извращение” (Ортодоксия). Спустя долгое время после Честертона, Иоанн Павел II осудил религиозную индифферентность в своей энциклике Redemptoris Missio (1990).

Этот демон, однако, по прежнему жив. Хотя автоматическое принятие апостасии не имеет ни малейшего основания в Писании, часто случается так, что когда дети покидают Церковь, родители хранят молчание в целях сохранения гармонии в семье. Возможно их чада выглядят счастливее, и даже святее, будучи некатоликами, чем были они сами во время взросления, так что они спрашивают “если это работает, зачем противиться?”

В этом есть элемент истины. Если наши потомки решают, после честного поиска истины, сознательно примкнуть к другой религии, то может быть они принадлежат именно ей, как минимум, в текущий момент. Мы знаем, что всякий, ищущий истину чистым сердцем, будет спасён.

Но это не может закончиться так. Как Моника, которая отказалась оставить в покое Августина, её заблудшего сына, мы должны молиться о возврате наших возлюбленных, зная что Иисус жаждет чтобы все, без исключения, пришли к истине (см. 1 Тим. 2:4). Благоразумие может диктовать какие темы поднимать за семейным ужином, но существует множество разных способов высказать беспокойство. Например, мы можем дать нашим детям свои брошюры, книги и компакт-диски.

Отпавшие от Церкви могут казаться счастливыми, но внешность может быть обманчива. Мы снова и снова читаем о серийных убийцах, которых считали гениальными и адекватными незадолго до того, как они начали убивать. Но давайте, ради спора, предположим, что апостаты счастливы. Вернувшись, они могут быть ещё счастливее, ещё здоровее и продуктивнее. Утверждать обратное - значит принимать релятивизм.

Раннехристианские лидеры были единодушны когда речь заходила о вере в Иисуса и в Церковь, основанную Им. Павлова фраза, адресованная тем, кто отвергает его призыв к обращению, не может быть более выразительной: “кровь ваша на главах ваших!” (Деян. 18:6). Лука пишет, что те кто были предуставлены к вечной жизни, были также на пути присоединения к христианству (Деян. 13:48).

Что касается Петра, он сказал своим слушателям, среди которых были те, кто был счастлив будучи иудеем, что если они хотят спасти себя от развращённого рода, они должны креститься (см. Деян. 2:37-40). Позже, стоя перед высшим судом иудеев, рискуя своей жизнью, первый Папа предостерёг слушателей, что нет спасения кроме как через Иисуса (см. Деян. 4:12).

Для индифферентистов - которые указывают на существование примерно 30000 христианских деноминаций, каждая из которых заявляет, что она водима Духом Святым, и каждая из которых учит по-разному - есть ответ. Скажите им, чтобы они представили два сценария:

Они снова в школе. Ученики пишут сочинение, где отвечают на один и тот же вопрос. Учитель находит что все ответы посредственные или откровенно слабые, кроме одного. Единственный ответ, получающей “5” - католический ответ!

Они на лошадиных бегах. Хорошо информированные наблюдатели ставят на совершенно разных лошадей, но только одна лошадь выиграет - католическая!

Несогласие среди этого множества, даже если они мудры и информированы, не исключает существование абсолютной истины. Постоянство католического учения о вере и морали в течение 2000 лет, вместе с его сопротивлением разделяющим силам, на которые Павел призывал анафему, немногим уступает чуду.

Миф #3: Религия это личное дело.

Выставление напоказ религиозных взглядов на общественных мероприятиях вызывает удивление. Но современное убеждение что вера это личное дело каждого, заходит намного дальше. Это побочный продукт идеи отсутствия моральных абсолютов. Секс, который должен быть приватным, выставляется напоказ, в то время как религия, которая по природе своей будет ничем вне социального измерения, скрывается от глаз.

Как нелепо! Уберите элемент миссионерства из христианства и оно станет совершенно бесхребетным. Точно также как нет спасения для тех, кто его не ищет, так не может быть спасения для тех, кто не пытается им делиться. Мы распространяем благую весть потому что Господь велел нам, но также, потому что вера это скоропортящийся товар - также как и счастье, её трудно сохранить, если ею не делиться. Как сказал Скотт Хан “Когда мы евангелизируем других, мы евангелизируемся сами” (Evangelizing Catholics, 38)

Миф #4: Не нужно спорить.

Близко связанным с предыдущим мифом является убеждение что спорить не нужно - “живи и дай жить другим,” как гласит поговорка. В своём бестселлере “Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей” Дейл Карнеги заявляет, что лучший способ выиграть спор это не спорить - “Выиграй спор и потеряй друга”, обобщает он.

В этом есть некоторый смысл. Но когда в повседневном разговоре речь заходит о чём-то жизненно важном как религия, людям должно быть позволено не только свободно выражать своё мнение, но это должно быть ожидаемо, при условии, что они делают это в дружественной, неагрессивной манере. Откровенность не должна приводить к бешенству!

Интеллектуальное перетягивание каната может взбодрить. Мы должны слушать чью-то болтовню и некоторое время удерживаться от высказывания собственного мнения, но нужно дать понять что мы готовы ввязаться в это. Избегание конфронтации уничтожает элемент риска. Но это также создаёт впечатление что интеллектуально мы стоим на нетвёрдой почве, и что нет такой вещи как объективная истина, а лишь “твоя истина и моя”.

Иисус был очень прям когда говорил самарянке у колодца, что её народ заблудился на своём религиозном пути (см. Ин. 4:21-24). Он дал саддукеям знать что они “весьма заблуждались” (Мк. 12:27), и к тому времени как отправиться на крест, Он заставил замолчать всех спорящих с ним (см. Мк. 12:34, Мф. 22:34, 46).

Конечно, мы не Иисус. Но предполагается что мы будем следовать за Ним (см. 2 Ин. 2:6). Пётр обратил 3000 человек силой аргументов; Стефан “спорил” со скептиками (Деян. 6:9-10); а Павел увещевал каждого еврея, который желал слушать его, в каждой синагоге в которую его пускали, говоря враждебно настроенной аудитории что они “не достойны вечной жизни” (Деян. 13:46).

Каждый день протестанты, хорошо подкованные в знании Библии обращают людей с помощью аргументов. Различные сектанты делают тоже самое. Почему католики лишились языка?

Миф #5: Нельзя навязывать свои идеи.

Евангелизация никому ничего не навязывает. Она лишь предлагает идеи, примерно также как завод Форда предлагает автомобили. На рынке идей потребители свободны выбирать. Спросите своего скептически настроенного друга: что происходит когда Конгресс принимает закон или когда политики используют своё влияние? Что происходит когда президент подписывает указ? Не существовало бы партий если бы люди отказались от демократических методов убеждения.

Голосование ничто если мы не пытаемся понять точку зрения других на справедливое общество; борьба за политическое и коммерческое превосходство это неотъемлемая часть нашей жизни и носители истины не должны от этого отказываться.

Папа Павел VI в своём апостольском обращении 1975 года Evangelii Nuntiandi, сжато выразил это:

Можно ли считать радостное возвещение Благой Вести, которая возникла по милости Господа, преступлением против свободы другого человека? И почему только ложь и заблуждение, деградация и порнография должны иметь право на то, чтобы быть предложенными и даже навязанными (что часто и бывает) разрушительной пропагандой со стороны mass media, в условиях либеральности закона, робости хороших людей и дерзости плохих? (80)

Епископальный деятель Елизавета Анна Сетон, присоединившаяся к Церкви в 1805 году в возрасте 30 лет, была канонизирована за свою роль в основании приходской школьной системы. Примечательно, что члены семьи Филиччи — принявшие её после того как она потеряла своего мужа, который умер от туберкулёза во время поездки в Италию - сочетали своё гостеприимство с евангелизаторским рвением.

Вдобавок к оказанному милосердию, они снабдили её католической литературой, включающей доказательство авторитета Церковного учительства, написанное рукой самого Филиппо Филличи. Когда она спросила Филиппо “Если есть лишь одна [истинная] вера и никто не радует Бога вне её, что происходит со всеми добрыми людьми, которые умирают вне её?”

Филиппо ответил “Это зависит от того, сколько света веры они получили. Но я знаю куда отправляются те люди, которые могут познать истинную веру если будут молиться и искать её, но при этом не делают ни того ни другого” (Цитировано по “Миссис Сетон” Джозефа Дирвина, 135).

Епископ Жан-Луи Шеверюс из Бостона - другой пример праведного человека, который безо всяких сомнений склонял Елизавету к присоединению к Католической Церкви “как можно скорее, и если возникают сомнения, скажи лишь “Верую, Господи. Помоги моему неверию”” (“Миссис Сетон”,166) Такая прямота может быть неприемлемая для современного поколения, учитывая скорбь Елизаветы и её одиночество. Но глядя через призму Евангелия, это просто акт милосердия.

Святой Франциск Ассизский рисковал своей жизнью, когда пересёк вражескую границу во время войны, чтобы проповедовать Аль-Камилю. После наставления султана в течение двух недель, он дал ему выбор: обратиться или потерять душу. Источники разделяются по поводу того, примкнул ли Аль-Камиль к Церкви. Лишь одно несомненно: Франциск добыл для своих Малых Братьев разрешение проповедовать во всех владениях султана.

Филиппо Филиччи, Епископ Шеверюс, Франциск Ассизский: все трое были настырными продавцами. Также есть св. Франциск Ксаверий, возможно величайший миссионер, служивший примером людям в Индии, долго проповедуя им, что они должны либо обратиться либо получить вечное проклятие. Десятки тысяч выбрали крещение.

В Японии, столкнувшись с широко распространенной содомией и разводами, наряду с полигамией и политеизмом, Франциск осудил все четыре явления, и в течение пятидесяти лет Страна Восходящего Солнца шла полным ходом по пути обращения в католичество. Позже Япония отпадёт, но не потому, что ей было что противопоставить методам Франциска.

Много лет спустя, подземка Нью-Йорка пестрила рекламой биржи вакансий: "если вы действительно хороши, то вы должны всегда быть в поиске." Вот прямо так. Если люди будут тем, чем они должны быть, они будут искать истину и, найдя её, будут следоваать ей любой ценой. Говоря словами Redemptoris Missio “все люди без исключения "обязаны искать истину, и превыше всего религиозную истину… [и] держаться этой истины, едва обретут её" (14).

Существует иногда высказываемое возражение, что обращение требует благодати свыше. И действительно, оно требует. Но такая благодать всегда наготове! Святой Августин, известный как "учитель благодати", учил тому, чему всегда учила Церковь: Бог не отказывает в поддержке тем, кто искренне её ищет. Если бы это было не так, почему Иисус требовал обращения? Посланием Благой Вести было "покайтесь и веруйте", а не "покайтесь и, если возможно, веруйте."

Расписание врача может быть заполнено на месяц вперёд. Но у Святого Духа не так. Третье лицо Троицы доступно в режиме 24/7. Не имеет значения что чей-то материальный достаток, и права наследования могут измениться из-за смены религии, как это часто бывает.

Учитывая поддерживающую силу божественного провидения, трудно оправдать когда люди откладывают обращение. Легитимных причин заставлять Бога ждать очень мало. Христос жаждет каждого из нас с распростёртыми объятиями и, как уже было упомянуто, Он желает чтобы все люди пришли к истине (1 Тим. 2:4).

Дополнительный комментарий

Вера это серьезная вещь

Если вы удивлены что два святых по имени Франциск (Ксаверий и Ассизский) говорили своим слушателям выбирать между католичеством и потерей их души, то подумайте ещё раз. Это был выбор который Иисус дал иудейским лидерам, и который был дан апостолами тем, кто слушал их проповеди (см. Например Деян. 13:46-49).

Наш Господь сказал своим семидесяти двум ученикам, когда отправлял их, что жителям Содома будет легче в День Суда чем тем, кто отказывается слушать их (см. Лк. 10:12, см. Также Мк 16:16; Ин 8:24, 15:22; 1 Кор. 9:15-17; Мф. 10:15)

О необходимости слушать см Мф. 13:9, ок. 10:13-16 и Деян. 3:22-23

О необходимости верить после того как услышали, см. Мк 16:16, Ин. 3:18, 15:22

О необходимости дел, основанных на вере см лк. 6:49, рим. 2:6, 1 Кор. 6:9-10, 2 Кор. 5:10, Иак. 2:14, 1 Пет. 1:17 и 1 Ин. 2:4

Статья является адаптированным отрывком из книги м-ра Маркса “Исповедь католического уличного евангелиста”