Проблема седевакантизма

Оригинал: https://canonlawmadeeasy.com/2017/04/20/can-you-be-both-a-catholic-and-a-sedevacantist/

Вопрос: Недавно я познакомился с человеком, который следует идеям седевакантизма. Это дало мне возможность лучше разобраться в церковном учении. Не могли бы вы объяснить, почему седевакантизм является ересью?

Ответ: Небольшая группа католиков идентифицирует себя как седевакантистов, и это явление, похоже, не исчезнет в ближайшее время. Давайте посмотрим, что на самом деле означает этот термин, а затем посмотрим, как его сторонники вписываются (или не вписываются) во Вселенскую Католическую Церковь.

Слово «седевакантизм» происходит от латинской фразы “sede vacante” («место вакантно»), которая обычно используется в те редкие периоды, когда Папы нет. После смерти Папы — или, как мы недавно видели, если он уходит в отставку — наступает короткий период времени до начала конклава и избрания нового Папы. В течение этого времени никто не спорил с тем, что папская кафедра действительно свободна; но как только кардиналы избирают человека, который занимает должность Папы, место больше не является вакантным. Когда кардиналы на конклаве законно избирают человека, который является епископом, тот становится Папой в тот момент, когда принимает это избрание. С этого момента папская кафедра остаётся занятой до тех пор, пока новый Папа не умрёт или не уйдет в отставку. Католики обычно считают это само собой разумеющимся, даже если они не до конца понимают все детали.

Но седевакантисты — это католики, считающие, что в настоящее время Папы нет, и поэтому «место вакантно». Это, очевидно, означает, что они верят, что Франциск на самом деле не Папа, но в разное время были седевакантисты, которые настаивали на том, что и Бенедикт XVI не был действительным Папой, в то время как другие говорили, что ещё святой Иоанн Павел II был лже-Папой, а третьи утверждали, что Папы не было уже с тех пор, как в 1958 году умер Пий XII.

Какова их логика? На этот вопрос может быть сложно ответить, потому что седевакантисты — это не единая, объединённая группа, верящая в одно и то же. Многие не связанные между собой группы седевакантистов скажут вам, например, что после смерти Пия XII руководство католической церкви впало в ересь (и в качестве доказательства они приведут весь II Ватиканский Собор). Поскольку каждый кардинал, который был избран Папой с тех пор, принял учение II Ватиканского Собора — а на самом деле каждый Папа, между Пием XII и Франциском, лично присутствовал на II Ватиканском Соборе и помогал составлять документы Собора, — эти люди приходят к выводу что все эти люди были еретиками и, следовательно, не могли быть избраны в качестве Папы на законных основаниях.

(Для справки, эти группы, кажется, не знают или игнорируют тот факт, что многие богословы неоднократно жаловались, что реальные документы II Ватиканского Собора слишком часто игнорируются в пользу абстрактного «духа II Ватиканского Собора», который в целом противоречит тому, что Отцы Собора говорили в действительности. Бенедикт XVI говорил и писал об этой проблеме бесчисленное количество раз, в том числе в своём последнем обращении к духовенству Рима).

Другие варианты седевакантизма могут показаться более экзотическими. Одна группа и по сей день считает, что Папа Святой Иоанн XXIII не был тем Папой, которого избрали в 1958 году. Они настаивают на том, что что на самом деле был избран другой кардинал, но затем неизвестные злые силы «вынудили его немедленно отречься от престола» каким-то неуказанным образом. (Интересно, что они не объясняют, почему Коллегия кардиналов допустила это, а затем публично признала Иоанна XXIII Папой, если все они знали, что на самом деле избрали кого-то другого). Другая группа считает, что Бенедикт XVI на самом деле не был Папой, потому что Иоанн Павел II на самом деле не умер в 2005 году — но он скрылся, потому что его враги пытались убить его. Они утверждали, что тело на похоронах Иоанна Павла II (и явно начавшее разлагаться, как свидетельствовали многие посетители), было просто муляжом.

Некоторые группы седевакантистов взяли дело в свои руки и сами избрали Папу. В Соединенных Штатах есть бывший священник-капуцин, который был избран «Папой Пием XIII» в штате Вашингтон, однако, когда он умер в 2009 году, не похоже, чтобы они выбрали преемника. Тем временем в Канзасе бывший семинарист был избран "Папой Михаилом" горсткой католиков, включая его родителей.

На этом моменте многие читатели, которые никогда не слышали о таких вещах, могут недоумённо качать головами. Но вместо того, чтобы вдаваться в подробности аргументов отдельных седевакантистов, важно сосредоточиться на одном фундаментальном вопросе, который объединяет большинство этих групп: они считают, что в какой-то момент в прошлом Папа по какой-то причине был избран незаконно. И поскольку человек, который не был избран Папой на законных основаниях, не может на законных основаниях выбирать новых епископов и кардиналов, это означает, что последующие Папы были избраны не кардиналами, а это означает, что новые Папы также не были избраны на законных основаниях. Таким образом, седевакантисты по сути говорят, что иерархия Католической Церкви в значительной степени прекратила свое существование.

Что говорит об этом каноническое право?

Нигде в Кодексе Канонического Права вы не найдете слова «седевакантизм». Но, тем не менее, к этому феномену довольно легко применить существующее право, потому что в каноническом праве действительно есть термин для католиков, которые отказываются признать власть Папы, или епископов, которых он или его предшественники назначили кардиналами. Канон 751 гласит, что схизма — есть отказ от подчинения Верховному Понтифику или от общения с подвластными ему членами Церкви. И седевакантизм вписывается именно сюда.

Канон 205 гласит, что в полном общении с Католической Церковью находятся те крещёные, которые в её зримом составе соединяются со Христом узами исповедания веры, таинств и церковного управления — и именно отвержение церковного управления составляет ключевую проблему седевакантизма. Если вы не верите, что тот или иной папский документ был издан человеком, который действительно является/был папой, то вы, естественно, не намерены соблюдать то, что там написано. Католик, который думает, что какой-то или все папы со времен св. Иоанна XXIII, на самом деле не являются папами, очевидно, не собирается подчиняться ничему из того, что эти папы говорят. Другими словами, отказываясь признать авторитет нынешнего Папы или его недавних предшественников, католик-седевакантист умышленно ввергает себя в состояние схизмы (раскола).

Некоторые конкретные идеи, отстаиваемые различными группами седевакантистов, могут показаться рядовым католикам забавными, но схизма — это не шутка. По каноническому праву это считается преступлением против религии и единства Церкви, и, таким образом, схизматик подвергается отлучению по заранее вынесенному судебному решению, т.е. latae sententiae (Канон 1364.1). Концепция наказания latae sententiae в значительной степени понимается неправильно, поскольку она не имеет параллелей в уголовном праве современных стран; но, в двух словах, лицо, совершающее действие, попадающее под наказание latae sententiae, находится в отлучении в силу самого совершившегося факта, без нужды в том, чтобы судья или другое официальное лицо вынес такой вердикт.

Конечно, исключением из наказания latae sententiae, являются условия, перечисленные в каноне 1323. Так, например, католик не может быть отлучён от церкви случайно или по незнанию — это может произойти только в том случае, если он совершит преступление, подлежащее отлучению, с полным сознанием и свободой. Но поскольку седевакантисты склонны цитировать (неправильно) множество канонических законов в поддержку своей позиции, кажется разумным предположить, что они осведомлены как о позиции Церкви в отношении схизмы, так и о наказании, которое может её сопровождать.

Нет ничего нелогичного в том, чтобы сделать такой вывод о седевакантистах. Подумайте об этом: как вы можете быть в полном общении с Католической Церковью, если вы отказываетесь признавать авторитет лидеров Католической Церкви?

Здесь необходимо провести важное различие между неприязнью к тому, что Папа говорит/делает, и утверждением, что он на самом деле не Папа. Если вы католик, вам не обязательно должен нравиться Папа или его предшественник; вам достаточно признавать, что он является Папой, и как таковой он является видимым главой Католической Церкви на земле и, таким образом, вышестоящим лицом по отношению к нам. Слишком много критически настроенных католиков переходят эту черту и приходят к выводу, что, поскольку они возражают против слов или действий Папы, уместно задаться вопросом, занимает ли он вообще папскую должность. Иногда можно увидеть, как они употребляют титул “Папа” в кавычках, чтобы продемонстрировать свой скептицизм.

На протяжении почти 2000 лет в Католической Церкви, безусловно, было немало спорных пап, которые либо своим личным поведением, либо учением, либо чем-то ещё вызывали в своё время скандалы и разногласия. Но история показывает, что оставаться на стороне Папы, несмотря ни на что, в конечном счёте является всегда, всегда правильным шагом, даже если в краткосрочной перспективе это чревато путаницей.

Например, папа Гонорий I (годы понтификата 625–638) был опасно близок к тому, чтобы принять точку зрения о природе Христа, которая в то время оставалась открытым вопросом, но позже была признана еретической (хотя, справедливости ради, он никогда официально и авторитетно не учил этой точке зрения). После его смерти этот вопрос обсуждался на Вселенском Соборе, Третьем Константинопольском Соборе, и позиция, которой лично придерживался Гонорий I, впоследствии была осуждена. Представьте, какое замешательство это должно было вызвать у католиков еще в 7-м веке! Тем не менее, никто всерьёз не ставит под сомнение тот факт, что Гонорий I был «на самом деле» Папой. Если бы вы отказались от признания власти Папы Гонория I, вы бы отпали от Католической Церкви — и точка.

Бонифаций VIII правил с 1294 по 1303 год, сменив папу св. Целестина V, который ушёл в отставку и вернулся к прежней монашеской жизни. Бонифаций немедленно заключил Целестина в тюрьму в таких суровых условиях, что тот в конце концов умер (очевидно, новый Папа боялся, что его предшественник может захотеть вернутся за работу). Затем он провел годы в жестоких, ужасных распрях с (среди прочего) королями Франции и Сицилии, настаивая на том, что как Папа он имеет право участвовать в политических решениях, поскольку они связаны с верой и моралью. После его смерти и политики и церковники настаивали на его посмертном осуждении за ересь, хотя дело в конечном итоге закончилось безрезультатно. Бонифаций, который также сам был знатоком канонического права, вошел в историю как, возможно, один из худших Пап, когда-либо существовавших в Церкви. Постоянный шум, вызываемый его политикой по всей Европе, сегодня невообразим. Но это не означает, что он не был законно избранным Папой, истинным видимым главой Церкви.

Испанский Папа Александр VI правил с 1492 по 1503 год и даже не пытался скрыть тот факт, что у него было около десяти внебрачных детей (все они до сих пор достоверно не установлены) от нескольких любовниц. Он открыто даровал прибыльные, почетные должности для своих детей, что, среди прочего, включало назначение одного из них архиепископом и кардиналом, хотя он даже не был священником! Его известная дочь Лукреция Борджиа была выдана замуж по политическим мотивам; но когда политика изменилась, Александр, не колеблясь, дал Лукреции аннулирование брака (что, честно говоря, могло быть на самом деле оправданным), а затем договорился о том, чтобы она вышла замуж за другого. Откровенно аморальный образ жизни этого Папы был известен всем, и хотя католический мир был возмущён, никогда не было никаких предположений, что он на самом деле не является законно избранным лидером Католической Церкви.

Папа Лев X был членом богатой и влиятельной семьи Медичи, и был назначен кардиналом в возрасте 14 лет. После своего избрания в 1513 году Лев сказал: «Бог даровал нам папство, так давайте наслаждаться им!» Он сразу же начал тратить церковные средства так щедро, что вскоре у него закончились деньги, а затем в 1516 году принял печально известное решение предоставить индульгенции в обмен на финансовые пожертвования. Это вызвало бурную реакцию со стороны одного священника-августинца в Германии, который публично ополчился против лицемерия церковных чиновников, которые (среди прочего) утверждали, что представляют Христа, живя при этом настолько развратной жизнью. Папа Лев X, возможно, и дал священнику Мартину Лютеру много аргументов для критики того, как он управлял Церковью; но когда последователи Лютера отвергли Льва X, они также отвергли ит Католическую Церковь. Как известно большинству из нас, Лютер атаковал не только злоупотребления духовенства (которые во многих случаях были до боли очевидны и едва ли могли быть оспорены!), но и на многие основные элементы Католической доктрины — и он был отлучен от Церкви именно за последнее, а вовсе не за первое. Оглядываясь на Реформацию сегодня, всё кажется гораздо менее запутанным, чем это было в то время, поскольку с обеих сторон были высказаны некоторые веские аргументы, и в течение многих лет средний католик понятия не имел, что на самом деле происходит и чьи аргументы были правильными. Но сегодня совершенно ясно одно: грешный, скандальный папа Лев X не отверг Католической Церкви, а вот Лютер и его последователи — отвергли.

Это, конечно, не исчерпывающий список трудных периодов в истории Церкви. Здесь даже не рассмотрены многочисленные случаи, когда лидерство в Церкви оспаривалось между двумя или даже тремя людьми, каждый из которых утверждал, что он Папа, что вызывало полный хаос! Например, такой период начался, когда Екатерина Сиенская убедила Папу Григория XI вернуться жить в Рим, а не оставаться французском городе Авиньоне. Французские кардиналы отреагировали тем, что избрали своего собственного Папу-француза, что привело многих разумных людей к выводу, что Екатерина Сиенская несёт ответственность за этот кризис в Церкви и что Григорий XI был виноват в том, что покинул Авиньон и спровоцировал всю эту предсказуемую неразбериху. Ныне, конечно, Екатерина признана святой и Учителем Церкви, и повсеместно считается само собой разумеющимся, что Папа должен жить в Риме, а не во Франции; но нужно понимать, что в конце 14-го, начале 15-го века это было далеко не так ясно!

Конечно, можно было бы привести еще много примеров, но суть уже должна быть очевидна. Католическая Церковь переживала один трудный период за другим, но это никогда не означало, что Папу следует игнорировать как истинного видимого главу Церкви. Когда люди приписывают себе право решать, кто Папа, а кто не Папа — из-за его богословских взглядов, или потому, что его поведение было скандальным, или потому, что кажется, будто его избрание прошло не совсем правильно — они играют с огнём. Часто может пройти много лет, даже столетий, прежде чем уляжется пыль и можно будет увидеть и должным образом оценить реальные факторы, сыгравшие роль в том или ином кризисе. Но единственное, что всегда остается верным для католиков на протяжении всей истории, — это утверждение Христа в Мф 16:18: «ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Никакое чисто человеческое учреждение, такое как Красный Крест или корпорация Xerox, никогда не сможет пережить таких нападок, распрей, скандалов и идеологических дебатов, которые пережила Католическая Церковь и, по-видимому, будет продолжать терпеть до скончания века. Те католики, которые стискивают зубы и держатся Папы, независимо от того, симпатичен ли он, умён или морально безупречен, всегда демонстрируют, что они выбрали правильную сторону.

В 2013 году, на его последней публичной аудиенции перед тем, как его отставка вступила в силу, Папа Бенедикт XVI прямо затронул вопрос о человеческих недостатках и погрешностях, которые всегда можно найти у руководителей Церкви:

“Церковь не моя, не наша, а Его и именно Он направляет Её, конечно, также и через тех, кого Он избрал, потому что Ему так угодно”.

Именно тот факт, что Католическая Церковь продолжает существовать, несмотря на своих несовершенных человеческих лидеров, должен (по меньшей мере) укреплять веру католиков, поскольку очевидно, что многочисленное грешное и различным образом порочное духовенство за последние 20 веков не смогли Её уничтожить.

Подводя итог: наш читатель, задавший вопрос, находится на правильном пути в отношении седевакантизма, но точнее будет сказать, что это раскольническое движение, а не еретическое. Поскольку седевакантисты отказываются признавать власть Святых Отцов, самостоятельно решая, кто из них является или не является на самом деле Папой, они сознательно исключают себя из полного общения с Церковью. Это опасное дело, поэтому давайте молиться, чтобы, несмотря на неоспоримое человеческое несовершенство нынешнего и предыдущего Пап, католики осознали необходимость оставаться в Церкви и позволили Богу разобраться во всём.