Примириться с Посредницей

Мэри Бэт Кремски

Оригинал: https://www.catholic.com/magazine/print-edition/making-peace-with-the-mediatrix

Даже вернувшись домой в Католическую Церковь, многие новообращенные и обратившиеся продолжают испытывать трудности с тем, что Церковь придаёт Марии слишком большое значение. Это беспокойство не всегда безосновательно, учитывая количество католиков, чьи буклеты с новенами зачитаны до дыр, в то время как обложка их Библии выглядит нетронутой. Их эмоциональная привязанность к Марии очевидна; их приверженность Христу заметна гораздо меньше.

Церковь ясно показывает, что Католическое учение недвусмысленно признает центральным и первичным Христа. Но основные постулаты церковного учения о Марии имеют твёрдое библейское основание и полностью согласуются с христианской верой. Фактически, Церковь призывает нас к сбалансированному почитанию Марии, предостерегая от «восстания против мариологии», с одной стороны, и от ошибки «впасть в опасный романтизм», с другой (Кардинал Йозеф Ратцингер. Дочь Сиона: Размышления о вере Церкви касательно Марии, Ignatius Press, 32).

Тем не менее, людей может тревожить, когда они сталкиваются с такими утверждениями о Марии, которые для людей из протестантской среды звучат весьма экстравагантно. Одно из таких неудобных утверждений состоит в том, что Мария — «Посредница всякой благодати». Это учение состоит в том, что всякая благодать, которую мы получаем от Бога, приходит через неё. Для многих людей пришедших или вернувшихся в Церковь, весьма трудно считать Марию неотъемлемой частью процесса нашего принятия божественной благодати.

Правда ли это? Действительно ли Церковь учит, что Мария — Посредница всякой благодати и необходима для спасения каждой души?

Церковное учение или народное благочестие?

Если это действительно церковное учение, его необходимо согласовать со Священным Писанием, в котором говорится, что «един посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2: 5).

Церковные документы и папские тексты говорят ясно. Второй Ватиканский Собор заявляет, что «Пресвятую Деву призывают в Церкви как Заступницу, Помощницу, Споспешницу, Посредницу» (Lumen Gentium 62). Собор ссылается на Папу Св. Пия X, который сказал, что Мария является «распределительницей всех даров и "шеей", соединяющей Главу мистического тела с членами. Но всякая сила протекает через шею» (Ad Diem Illum 13).

Другие папы и великие святые учили тому же. В Octobri Mense Adventante Папа Лев XIII писал:

Совершенно ничего из той великой сокровищницы всякой благодати, которую Господь принес нам — ибо «благодать и истина
произошли чрез Иисуса Христа» [Ин 1:17] —ничего не передаётся нам, кроме как через Марию, поскольку так желает Бог.

В Inter Sodalicia Папа Бенедикт XV говорит нам:

Всякая благодать, которую мы получаем из сокровищницы искупления, передаётся как бы руками той же скорбящей Девы.

Папа Пий XI соглашается с этим в Ingravescentibus Malis:

Мы знаем, что всё величайшее и лучшее дано нам от Бога руками Богородицы.

Это лишь отдельные примеры последовательного папского учения: Церковь действительно учит, что Мария является Посредницей всякой благодати.

Ветви Лозы

На самом деле, идея о том, что только Иисус может служить посредником благодати, противоречит Священному Писанию: Еф 4:29 говорит нам, что мы с вами должны своими словами «доставлять благодать» другим. Как члены Тела Христова мы призваны «доставлять» благодать (то есть быть посредниками) множеством способов, включая служение исцеления, обучения и молитвы.

Ключ к правильному пониманию 1 Тим 2:5 состоит в том чтобы увидеть, что единственный посредник стоит «между Богом и людьми». Только Иисус Христос может предстоять за нас перед Богом и обрести наше спасение и всякую благодать. Но то, что он приобрёл, может быть распределено от человека к человеку между членами его тела. Тем, что Он даёт мне, я могу поделиться с вами, и наоборот. Мы сталкиваемся с этим каждый день.

Иисус — источник благодати. Как ветви, пребывающие на лозе, мы можем распространять Его благодать. Благодаря Его посредничеству перед Богом от нашего имени — поскольку Он снискал для нас благодать и поручил эту благодать нам — мы можем передавать благодать другим.

Называя Марию Посредницей всякой благодати, Церковь не имеет в виду, что Мария претендует на уникальное место Иисуса. Второй Ватиканский Собор разъяснил позицию Церкви по 1 Тим 2:5–6:

Материнское же служение Марии по отношению к людям никоим образом ни затемняет, ни умаляет этого единственного посредничество Христа, но являет его силу. Ибо всё спасительное воздействие Пресвятой Девы на людей исходит не из какой-либо вещественной необходимости, но из благоволения Божия, проистекает из преизобилия заслуг Христа, коренится в Его посредничестве, от него всецело зависит и черпает в нём же всю силу. Оно ни в коем случае не мешает непосредственному единению верующих со Христом, но, напротив, благоприятствует ему. (Lumen Gentium 60)

Христос даёт Марии возможность быть посредницей благодати и желает, чтобы она поступила так, потому что Он так задумал.

Итак, зная, что Церковь не может учить ложно, мы можем признать верой, что Мария является Посредницей всякой благодати. Однако вера ищет понимания.

Мария как Новая Ева

Писание показывает, что через наше спасение Бог начал «новое творение» [2 Кор. 5:17] с Иисусом как Новым Адамом [см. 1 Кор. 15]. Ранние Отцы Церкви, воспринявшие учение от апостолов, признали Марию Новой Евой. Имя Ева означает «мать всех живущих» [Быт. 3:20]. Как Ева была матерью живущих по естеству, так Мария — Матерь живущих по благодати. Каждый, кто получает духовную жизнь, получает её через неё (LG 61).

Второй Ватиканский Собор подтверждает это:

[Мария] словно новая Ева, выказав веру, чуждую всякого сомнения, не древнему змию, а вестнику Божию. И Она родила Сына, Которого Бог поставил первородным между многими братиями [ср. Рим 8, 29], то есть верными, рождению и воспитанию которых Она содействует материнской любовью.

Учение о том что Мария есть матерь всех верных подчёркивается в отрывке из 12-й главы Откровения. После рассказа о женщине, которая родила «младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным», Писание говорит нам, что у этой матери есть и другие дети. «...Прочие от семени ее, сохраняющие заповеди Божии и имеюще свидетельство Иисуса Христа» [Откр 12:17]. Мария — Матерь всех, кто принадлежит Иисусу. Мать «опосредует» жизнь своих детей; Мария передает духовную жизнь — благодать — каждому христианину.

Матерь всегда

Многие протестанты признают важность Марии, но считают её роль завершённой. Она выполнила свою задачу, когда родила Иисуса. Но у Господа нет такого утилитарного взгляда на свою Мать.

Иисус не «использовал» Марию чтобы прийти мир. Она действительно его Мать. И она остается его Матерью. Как она родила «Главу» тела Христова, так она рождает члены тела Христова. Она — Мать всего Христа. Когда бы и где бы он ни появился в этом мире, Мария — там. По словам Ханса Урса фон Бальтазара:

[Мария] даровала Его [Иисуса] Церкви и миру, и это произошло не только в один единственный момент истории, но происходит в каждый момент истории Церкви и мира. (Мария сегодня, Ignatius Press, 41)

Церковь соглашается:

Это Материнство Марии в домостроительстве благодати продолжается непрерывно: начиная с согласия, с верою данного Ею при Благовещении и без колебания сохранённого Ею у Креста, вплоть до вечного увенчания всех избранных (LG 62).

Мария также навсегда остается супругой Святого Духа, и их союз продолжает приносить плоды, рождая Иисуса в душах. Святой Луи де Монфор поясняет:

Святой Дух <...> дал жизнь лишь через Деву Марию, которую и назвал Своей супругой. С Ней, в Ней и от Неё Святой Дух произвёл величайший Свой шедевр, Бога, ставшего человеком, и тво­рит изо дня в день, до конца мира, членов Тела Господня, предназначенных Ему. Поэтому чем полнее Он обретает Марию, Свою драгоценную и неразлучную супругу, в душе верного, тем мощнее Он действует в этой душе, порождая в ней Иисуса Христа, а её — во Христе. (Об истинном почитании, 20)

Де Монфор также дал нам эту жемчужину: «Иисус всегда и везде плод Марии» (Об истинном почитании, 44). Куда бы Иисус ни пришёл, он приходит через Марию. По недвусмысленному выражению св. Терезы Калькуттской: «Нет Марии, нет Иисуса».

Модель Церкви

Учение о Марии как Посреднице всякой благодати становится понятнее, когда мы видим, как оно отражает замысел о Церкви. Католическое учение гласит, что Мария является моделью Церкви. Мы видим в ней исполнение того, чем призвана быть Церковь во всех её членах. «Как учил св. Амвросий, Богородица — прообраз Церкви» (LG 63). «Церковь в лице Пресвятой Девы уже достигла совершенства, не имеющего пятна, ни порока» (LG 65, ср. Еф. 5:27). Фон Бальтазар называет ее «первой иконой и клеткой» Церкви (Мария сегодня, 14).

Параллель между Марией и Церковью преодолевает две основные трудности, с которыми могут столкнуться новообращенные: она объясняет, как всякая благодать может прийти через Марию и как её положение Посредницы укрепляет, а не ослабляет наши отношения с Христом.

Отцы Церкви неоднократно утверждали, что вне Церкви нет спасения, что «спасение целиком исходит от Христа-Главы через Церковь, Тело Его» (Катехизис Католической Церкви, 846). «Всякая благодать» приходит через Церковь. Итак, христиане, не принадлежащие к Католической Церкви, отрезаны от благодати?

Церковь разъясняет, говоря: «не могут спастись те люди, которые, зная о том, что Католическая Церковь, основанная Богом через Иисуса Христа, необходима, всё же не желают войти в неё или оставаться в ней» (LG 14). Но те люди доброй воли, которые не по своей вине не знают этой истины, могут достичь вечного спасения способами, известными лишь Богу (ККЦ 847–848). Божья благодать может достичь тех, кто не принадлежит к Католической Церкви, но — знают они об этом или нет — эта благодать приходит к ним через Церковь. Например, Библия, которую протестанты так ценят, пришла «через» Католическую Церковь.

Св. Луи Мария де Монфор также пишет:

Бог Отец <...> собрал всю Свою благодать и назвал её Марией. У дивно великого Бога есть клад, богатейшая сокровищница, в которой Он сокрыл всё, что только есть прекрасного, великолеп­ного, редкого и ценного, вплоть до Своего Едино­родного Сына; это неразменное богатство — Мария...

Иисус пребывает в полноте в и через Марию, своё избранное Святилище, точно так же, как Он пребывает во всей Своей Святой Церкви и через неё. Вся благодать течёт через Марию, как и через Церковь. Эта истина не изменяется от того, что мы не знаем или не принимаем роли Марии. В качестве практического доказательства, можно указать на то, что многие новообращённые, включая меня, признают, что Мария помогала им задолго до того, как они признали её важность.

Параллель с Церковью также применима к вопросу о том, умаляет ли Мария как Посредница наши отношения со Христом. Церковь не помеха нашим отношениям со Христом. Фактически, наша любовь к Церкви углубляет наши отношения с Ним. Получение благодати через Церковь не отвлекает нашего внимания от Иисуса. Когда мы получаем благодать прощения через таинство примирения или Евхаристию через служение священника, даже когда наши сердца исполнены благодарности к Церкви, они обращены ко Христу.

Точно так же нашему союзу со Христом способствует Мария. Фактически, мы получаем благодать через Марию, даже если мы не думаем о ней.

Скажите нам прямо

Остается один мучительный вопрос: почему Священное Писание прямо не говорит нам о роли Марии? Однажды фарисеи спросили Иисуса: «Если Ты Христос, скажи нам прямо». На самом деле Писание много говорит о Марии.

«Женщина», мать Искупителя, видна от Бытия (3:15) до Откровения (11, 12). Выдающиеся ветхозаветные женщины, такие как Анна, Юдифь и Эсфирь, являются прообразами Марии и дают представление о её месте в истории спасения. Мы видим её в царице-матери, ходатайствующей перед царём Давидом за людей (3 Цар 2:19–20), и она сама ходатайствуюет в Кане (Ин 2). Наконец, она — Матерь Сына Божьего! Кардинал Джон Генри Ньюман говорил: «Люди иногда удивляются, что мы называем ее Матерью жизни, милосердия, спасения; Но что все эти титулы значат по сравнению с одним именем — Матерь Божия?» (Мария: Вторая Ева, TAN, 20)

Новообращённым следует напоминать, чтобы они не впадали в ловушку sola scriptura. Бог говорит не только через письменное слово, но, в первую очередь, через Церковь, и Церковь прямо говорит нам о важности Марии.

Мария — это «запертый сад» [Песн 4:12], Божье «святое святых», которое не выставляется напоказ, а открывается тем, кто приходит с уважением и любовью. Если мы подойдем к этому искренне, мы узнаем правду из слов обращённого иудея Альфонса Ратисбонна, у которого произошла неожиданная встреча с Марией:

Я не мог выразить словами, какое милосердие и щедрость я чувствовал в этих руках. Оттуда выходили не только лучи света. Невозможно описать словами непередаваемые дары, исходящие из рук нашей Матери! (Дженис Т. Коннелл, Встречи с Марией, Ballantine Books, 69)