Мне нравились католики, но я не собиралась становиться католичкой

Перевод статьи Пэм Форрестер от 01.04.2001
https://www.catholic.com/magazine/print-edition/i-liked-catholics-i-just-didnt-want-to-be-one

Я выросла в церкви реформатской общины Роберта Шуллера в Гарден-Гров. Хрустальный Собор был построен вскоре после того, как я вышла замуж и уехала из города.

Когда мне было восемь лет, я попросила маму отвести меня в евангелическую церковь в конце нашей улицы. Она начала регулярно отводить меня в воскресную школу. В одно из воскресений преподаватель представила нам Евангелие и вдохновил нас принять Иисуса Христа нашим Спасителем. Она сказала нам, что мы должны желать сделать для Бога что угодно, например, стать миссионерами. Что ж, я очень хотела быть спасённой, но не хотела быть миссионером. Мне нужно было подумать. Я пришла домой и много об этом думала: в моей восьмилетней душе развернулась битва против эгоистических желаний.

Несколько недель спустя я убедила себя, что хочу быть даже миссионером, и попросила Иисуса прийти в моё сердце. В течение многих лет, до самого поступления в колледж, у меня была горячая вера. После этого теория эволюции и греховные желания увели меня от моей веры, и в течение двух лет мне было удобно быть атеисткой. А потом моя мама дала мне копию книги Хэла Линдси «The Late, Great Planet Earth» — о Втором Пришествии Христа.

Прочитав эту книгу, я решила, что Библия всё так имеет смысл и это не просто старая пыльная книжка. Так что я снова посвятила свою жизнь Христу. Я сказала своему молодому человеку, что не могу встречаться с ним, потому что он не христианин, и дала ему копию упомянутой книги. Он посвятил свою жизнь Христу, и годом позже, когда он был в медицинской школе, мы записались на двухлетние библейские курсы для преподавателей, которые назывались Bethel Series. Мы поженились, посещали занятие в Bethel, вели небольшие библейские курсы и изучали Библию.

Желая знать, что именно значит каждое слово, я купила словарь греческого языка. Но чтобы облегчить себе работу, мне пришлось купить Библию на греческом с подстрочным переводом и научиться читать греческий алфавит. Я не знала греческий, но могла прочитывать вслух слова. Это сделало поиск по словарю гораздо проще и быстрее.

Постепенно мы начали осознавать, что одно из учений, которое мы слышали в большинстве церквей, казалось противоречащим определённым строкам Библии. Нет проблем, всё что мы должны были сделать, это показать людям, что говорит Библия. Мой муж даже написал двухтомник, и во время своих лекций в Библейском колледже указывал на ошибки теологического представления «спасся однажды — спасся навсегда». Затем мы обнаружили, что большинство протестантов в действительности не следовали Sola Scriptura, а склонялись к протестантской традиции, основанной Кальвином и Лютером, не взирая на Писание.

В течение десяти лет мы пытались показать, что Библия не поддерживает идею «спасения раз и навсегда». Нас назвали еретиками и на моего мужа поступали жалобы от членов курсов, которые он вёл. Обескураженная и разочарованная, я решила успокоиться и просто вести тихую жизнь, слушая проповеди, с которыми часто не соглашалась.

В своём сердце я была горделива, надменна и критична. Ни одна церковь мне не подходила. Согласно моему пониманию Библии (которое я считала ведомым Духом Святым), все эти церкви заблуждались в ключевом моменте. И всё же я чувствовала, что моё отношение было далеко не Христовым, так что я молилась об этой ситуации. Втайне я боялась, что действительно впала в ересь. Я ужасно желала найти церковь, в которой просто могу молиться Богу, не подвергая её взгляды критике. Так что я пыталась удерживать свой разум от сползания в критицизм. Я не испытывала восторга, но, возможно, мне удастся быть просто удовлетворённой.

Летом 1997 года, я пролистывала каталог занятий и увидела курсы апологетики для студентов младших курсов. Цель курсов была познакомить протестантов с католической верой и наоборот. Студент должен был прочитать некий список книг в определённом порядке, если он был протестантом, и в противоположном, если он был католиком. Список был составлен таким образом, что последняя прочитанная книга, отстаивала позиции, наиболее близкие студенту.

Так как моя дочь едва поступила в Университет Сан Диего, католическое учебное заведение, я решила, что это отличное время познакомиться с католической верой, так что когда у дочери начнут появляться вопросы, я смогу ответить на них. Я не хотела, чтобы она стала католичкой. Я заказала первые три книги. Первая из них «Evangelical Is Not Enough», была написана человеком, перешедшим в католичество. Он был братом известной представительницы евангелической церкви Элизабет Элиот. Мне уже давно было любопытно почему евангелический христианин мог бы захотеть присоединиться к Католической Церкви [прим. перев: в оригинале «why a Christian would join the Catholic Church.» — «почему христианин мог бы...». В лексиконе некоторых англоязычных протестантов принято не относить слово Christian к католикам]. «Эта книга должна быть интересной» - подумала я.

И так оно и было. Он объяснил логику, стоящую за многими вещами в католичестве. Я обнаружила, что раздражаюсь от того, что до этого разделяла много ложных представлений на этот счёт. Теперь мне казалось, что я стала достаточно терпимой по отношению к Католической Церкви. Но я совершенно не ощущала опасности для своего протестантизма, когда открыла вторую книгу «Catholicism and Fundamentalism» Карла Китинга (Katl Keating). В этой книге содержались католические ответы на обвинения против «Романизма», выдвигаемые «библейскими христианами».

К тому моменту как прочитала половину книги, я уже не чувствовала себя терпимой, мне было одновременно плохо и страшно. Вещи, которые говорил мистер Китинг, были слишком осмысленны. Католичка? Никогда. Это не может быть правдой. Я захлопнула книгу и решила почитать ту книгу из списка, которая должна была подкрепить мою протестантскую веру. «The Gospel According Rome». Но это не помогло. Она просто не была убедительной. Она лишь объясняла почему католичество заблуждалось с точки зрения протестантской интерпретации некоторых отрывков. Но в ней не было убедительного объяснения почему католическая интерпретация этих отрывков неверна.

Вот теперь мне действительно стало страшно. Я умоляла Бога показать мне правду о том, что было ложного в Католической Церкви. Я не желала становиться католичкой. Я никогда не была настроена анти-католически, я верила что некоторые католики являются христианами, несмотря на их католичество. Мне нравились католики, но я не собиралась становиться одной из них. В течение некоторого времени я не читала ничего. Затем я снова взяла книгу Китинга и дочитала до конца. У Католической Церкви были очень хорошие основания, библейские основания, для её богословия. Но должно же было быть протестантское опровержение этому, написанное где-то… кем-то…

Я позвонила пастору, связанному с моей церковью, чьё служение состояло в том, чтобы приводить представителей испаноязычного сообщества к живой протестантской вере. Я рассказала ему с чем столкнулась, и он посоветовал мне «The Gospel According Rome». Я сказала ему, что эта книга неубедительна. Тогда он спросил: «А что на счёт того что у Иисуса были братья?» [см. Мф 13:55-56 — прим. перев.] Я ответила: «я проверила в словаре, и это греческое слово может быть переведено как родственник или брат, в зависимости от контекста, так что католики всё ещё вправе утверждать, что Мария была приснодевой». Он пообещал молиться за меня и мы повесили трубки. Я смотрела в пустоту и гадала: «И это всё что он может сделать?»

Спустя шесть часов пастор перезвонил. Мы проговорили два часа. Ничего убедительного. Всё плохое что он говорил о католиках или Католической Церкви, было применимо также и к протестантам. Я написала ему все сорок вопросов, которые у меня были, и перечислила двадцать книг, которые уже прочла к этому моменту. Мы поговорили ещё раз после того как он прочёл мои вопросы, но, по его собственному признанию, я знала о Католической Церкви больше чем он, и у него нет времени догонять меня в этом. Он сказал мне посетить Католическую Церковь. Я так и сделала, но продолжала искать протестантские опровержения Католической веры. Ну должно же было оно быть.

После я смотрела видео-дебаты между двумя известными протестантскими апологетами (Уолтером Мартином (Walter Martin) и Джоном Анкербергом (John Ankerberg) с одной стороны, и отцом Митчем Пакуа (Fr. Mitch Pacwa) — с другой. И опять, никакого опровержения католических утверждений. Я не могла в это поверить. Там не прозвучало никакого объяснения что же неправильного с католическим толкованием, одни лишь объяснения, что не так с католической верой, согласно толкованию Писания протестантами. Кроме того, я считала, что на дебатах ведущий предоставил протестантам больше эфирного времени. Даже мой муж, который надеялся, что услышит убедительные ответы, был разочарован.

Я поговорила с бывшим католиком, который, как оказалось, к тому моменту подумывал вернуться в Католическую Церковь. Но никто не мог опровергнуть католические утверждения. Спустя одиннадцать месяцев после того как я начала задавать вопросы, я сдалась и присоединилась к Святой Католической Церкви.

Что меня убедило? Ну, мой муж и я уже давно поняли, что Библия не учит идее sola fide, спасения одной лишь верой. Для меня было утешительно, что огромная и древняя Католическая Церковь всегда учила тому, что благие дела должны идти рука об руку с верой, как пишет Павел в начале и конце Послания к Римлянам.

Как христианка, убеждённая в справедливости идеи sola scriptura, я была приучена понимать Библию буквально, кроме тех случаев, когда отрывок был очевидно поэтическим. Никто не мог мне объяснить почему мы не принимаем буквально слова Иисуса касательно Евхаристии. «Это плоть моя, ешьте и будете жить» [ср. Ин. 6:54 и контекст — прим. перев.] Лютер верил в Реальное Присутствие. Когда это учение было выброшено? Почему? Чьим авторитетом? Какие чудеса совершил тот, кто претендовал на этот авторитет?

Некоторые утверждают, что католики стали апостатами в 300-х годах от Р.Х. Но так как канон Писания был установлен позже, как я могу доверять Библии, если я не могу доверять Церкви, которая определила этот канон в 386-м?

Иные скажут, что Католическая Церковь впала в апостазию после того как канон Библии был установлен. Согласно этому аргументу, после того как Константин легализовал христианство, Католическая Церковь стала подвергаться растущему влиянию язычества. Но как это объясняет тот факт, что христианское поклонение и представления первых двух веков были католическими а не «протестантскими»? Если Католическая Церковь впала в апостазию, то разве бы это не означало, что обещание Иисуса, что врата Ада не преодолеют Его Церковь — не исполнилось?

Лютер, Кальвин и Цвингли верили, что Мария была приснодевой. Когда эта вера была отброшена? Почему? Чьим авторитетом?

Если Католическая Церковь не обладает безошибочным учением, тогда как мы можем доверять Библии, если именно Католическая Церковь решала, какие книги в неё включать? Мы что, должны поверить, что Бог отнял у Церкви непогрешимость сразу после того как был установлен канон Библии? Где Писание говорит об этом? И если этого нет в Писании, то не являются ли эти представления протестантской традицией?

Никто не смог опровергнуть утверждение, что Пётр это камень на котором Христос основал Церковь. Протестантские интерпретации слов «и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах» [Мф. 16:19] никогда не были удовлетворительными. Католическая интерпретация совершенно логична.

Почему Мария не могла быть взята на небо? Илия и Енох были.

До изобретения печатного пресса каждый экземпляр Библии тщательно переписывался от руки. Личные копии были дорогими и редкими, так что люди не могли обладать собственной Библией как сегодня можем мы. И даже после изобретения печатного пресса большинство людей не умело читать. Каким же образом, в таком случае, чтение Библии могло быть ключевым моментом в христианской жизни? Но методы Католической Церкви учить свой народ полностью соответствовали нуждам людей на протяжении веков. Или я должна поверить, что идея sola scriptura стала новой верой Церкви после изобретения печатного станка?

Если Христос обещал дать нам Святого Духа, который будет вести нас ко всякой истине, через чтение Писания, то почему существует столько протестантских деноминаций? А вот то, что это обещание подразумевает особое служение апостолов и их преемников в Католической Церкви, звучит гораздо логичнее.

Как мы можем быть уверены, что Реформация была от Бога? В Ветхом Завете Бог не очищал Израиль, отделяя благочестивых и создавая новый Израиль. Лютер и Кальвин не совершили чудес, дающих им авторитет порвать с Церковью.

Чьим авторитетом было провозглашено, что хлеб и вино Евхаристии не являются Телом и Кровью Христа, если пятнадцать столетий Церковь верила в Реальное Присутствие Христа в Евхаристии?

Почему именно у Католической Церкви, а не у протестантских общин, хватает мужества противостоять абортам, эвтаназии, разводу и гомосексуализму? Это что, должно подтвердить разложение и язычество Католической Церкви?

Я не нашла убедительных протестантских ответов на эти вопросы.

Я присоединилась к Католической Церкви на Пасху 1999 года. Наши четыре младших ребёнка присоединились на Пасху 2000. Мой муж и три старших ребёнка по прежнему протестанты, но они поддерживают нас, особенно мой муж. Мы отпраздновали двадцатипятилетие нашей свадьбы поездкой в Рим. Мои протестантские друзья остаются моими друзьями и некоторые заинтересовались причинами моего перехода. Один из них присоединится к Церкви на Пасху 2001.

Я благодарна моим протестантским учителям за то твёрдое основание, которое они заложили во мне, касательно христианской истины, иллюзорности мирских страстей и вдохновения изучать Святое Слово Божье. Это питало мою душу сорок лет. В протестантизме есть много христианской истины, но я вижу, что он трещит по швам. Изучая Библию я буквально отучала себя от протестантизма.

Для протестантов в истории зияет практически пустая дыра между Деяниями Апостолов и Реформацией. Но Католическая Церковь восходит напрямую ко Христу. Её теология безошибочна. Её вера глубока, высока, и по-еврейски поэтически прекрасна. Я счастлива быть католичкой. Как я могу удержать своё сердце от пения?