Как Пий XII защищал евреев

Jimmy Akin.
Оригинал:
https://www.catholic.com/magazine/print-edition/how-pius-xii-protected-jews


Двадцатый век отмечен серией геноцидов чудовищных масштабов. Одним из самых ужасных был устроенный нацистской Германией Холокост, в результате которого погибло около шести миллионов европейских евреев и почти столько же жертв других национальностей.

В это темное время Папой был Пий XII, который проявил себя как неутомимый противник нацистов, пытавшийся спасти как можно больше евреев. Тем не менее, сегодня к Пию XII почти не проявляют никакого уважения за его действия во время войны.

Антикатолический писатель Дэйв Хант пишет: «У Ватикана нет оправдания за его партнёрство с нацистами и восхваление Гитлера, с одной стороны, и за преступное молчание по поводу еврейского вопроса, с другой… [Папы] поддерживали союз с Гитлером до конца войны, и Ватикан получал сотни миллионов долларов от нацистского правительства».

Джек Чик, печально известный своими антикатолическими комиксами, рассказывает нам в Smokescreens [“Дымовые завесы”]: «Когда закончилась Вторая мировая война, рыльце Ватикана было в пушку. Папа Пий XII, отстроивший нацистскую военную машину, увидел, что Гитлер проиграл битву против России, и не раздумывая переметнулся... Папа Пий XII должен был предстать перед судьями в Нюрнберге. Его военные преступления заслуживают смерти».

Возникает искушение просто отвергнуть эти обвинения, столь невероятно оторванные от реальности, как просто нездоровый бред людей, не имеющих понятия об исторической истине. Однако это будет означать недооценивать влияние таких ложных обвинений на сознание людей: таким писателям многие просто верят на слово.

Покинув страну кошмарных фантазий Ханта и Чика и выйдя на солнечный свет реального мира, мы обнаруживаем, что Пий XII не только не был другом нацистов, но и что его противостояние с ними началось задолго до войны, и до того, как он был избран стать Папой — когда он ещё был государственным секретарём Ватикана кардиналом Эудженио Пачелли.

28 апреля 1935 года, за четыре года до начала войны, Пачелли произнес речь, которая привлекла внимание мировой прессы. Выступая перед аудиторией из 250 000 паломников в Лурде, будущий Пий XII заявил, что нацисты «на самом деле всего лишь жалкие плагиаторы, которые приукрашивают старые ошибки новой мишурой. Не имеет никакого значения, встают ли они под знамена социальной революции, руководствуются ли они ложным представлением о мире и жизни или одержимы суевериями расового превосходства и культом чистоты крови». Именно такие речи, в дополнение к высказываниям и многочисленным нотам протеста, которые Пачелли отправлял в Берлин в качестве государственного секретаря Ватикана, снискали ему репутацию врага нацистской партии.

Нацисты были в равной степени недовольны и правящим в то время понтификом Пием XI, который показал себя непримиримым противником новых немецких «идеалов» и в 1937 даже написал целую энциклику Mit Brennender Sorge [“С огромной обеспокоенностью”], чтобы осудить их. Когда в 1939 году умер Пий XI, перспектива избрания Пачелли его преемником приводила нацистов в бешенство.

Д-р Йозеф Лихтен, польский еврей, который работал дипломатом, а затем и официальным представителем Еврейской антидиффамационной лиги Бнай Брит, пишет: «Очевидно, что Пачелли, ясно изложил свою позицию, ибо фашистские правительства как Италии так и Германии решительно выступили против возможности его избрания на место Пия XI в марте 1939 года, несмотря на то, что кардинал служил папским нунцием в Германии с 1917 по 1929 год... На следующий день после его избрания газета Berlin Morgenpost сообщила: «Выборы кардинала Пачелли не приветствуются в Германии, потому что он всегда был против национал-социализма и этим определял политику Ватикана при своём предшественнике».

Бывший израильский дипломат, а ныне ортодоксальный еврей раввин Пинхас Лапид заявляет, что у Пия XI «были веские причины сделать Пачелли главой своей антинацистской политики. Из сорока четырех речей, которые нунций Пачелли произнес на немецкой земле в период с 1917 по 1929 год, по крайней мере в сорока содержались атаки на нацизм или осуждение доктрин Гитлера… Пачелли, никогда не встречавший фюрера, назвал эти взгляды «неоязычеством»».

Через несколько недель после того, как Пачелли был избран папой, главная служба безопасности Германского Рейха опубликовала секретный на тот момент доклад о новом Папе. Раввин Лапид приводит отрывок: «Пачелли уже проявил себя нападками на национал-социализм во время пребывания на посту государственного секретаря, что принесло ему горячее одобрение демократических государств во время выборов Папы… Французская пресса особенно подчёркивает известность Пачелли как союзника демократий».

К сожалению, радость от избрания сильного Папы, который продолжит сопротивление Пия XI нацистам, омрачилась зловещими политическими событиями в Европе. 1 сентября 1939 года немецкие войска вторглись в Польшу. Двумя днями позже Великобритания и Франция объявили Германии войну.

В начале 1940 года Гитлер предпринял попытку помешать новому Папе Римскому сохранить антинацистскую позицию, которую он занимал до своего избрания. Он послал своего подчинённого Иоахима фон Риббентропа, чтобы попытаться отговорить Пия XII от следования политике своего предшественника. «Фон Риббентроп, получивший формальную аудиенцию 11 марта 1940 года, начал пространную речь о непобедимости Третьего Рейха, неизбежности победы нацистов и тщетности союза Папы с врагами фюрера. Пий XII выслушал фон Риббентропа вежливо и бесстрастно. Затем он открыл огромную бухгалтерскую книгу на своем столе и на своем безупречном немецком начал декламировать список военных преступлений Третьего Рейха в Польше, перечисляя даты, места и точные детали каждого преступления. Аудиенция была окончена; позиция Папы явно не поколебалась».

Папа тайно трудился над тем, чтобы спасти как можно больше еврейских жизней от нацистов, чья кампания истребления вступила в наиболее интенсивную фазу только после начала войны. Как правило, антикатолики пытаются накопать что-то именно здесь: Пий XII обвиняется то в трусливом молчании, то в прямой поддержке уничтожения миллионов евреев.

В значительной степени поводом для таких обвинений послужило художественное произведение — пьеса под названием «Представитель», написанная после войны малоизвестным немецким протестантским драматургом Рольфом Хоххутом.

Спектакль вышел в 1963 году и изобразил Папу слишком робким, чтобы публично выступать против нацистов. По иронии судьбы, даже Хоххут признал, что Пий XII очень активно поддерживал евреев. Историк Роберт Грэм объясняет: «Драматург Рольф Хоххут критиковал Понтифика за его (предполагаемое) молчание, но даже он признавал, что на уровне действий Пий XII активно помогал евреям в меру своих возможностей. Сегодня, спустя четверть века предвзятого и одностороннего изложения, для широкой публики слово «молчание» приобрело гораздо более широкий смысл. Она стало также означать «безразличие», «апатию», «бездействие» и, косвенно, антисемитизм».

Вымышленный образ молчаливого (хотя и активного) Папы был превращён антикатоликами в образ Папы молчаливого и бездействующего, а то и вовсе в образ пронацистски настроенного чудовища. Если обвинения в том, что Пий XII молчал, хоть в какой-то степени верны, то это молчание было вызвано не трусостью перед нацистами, а тем, что Папа вёл против них тайную войну в попытке спасти евреев.

«Необходимость воздерживаться от провокационных публичных заявлений в такие деликатные моменты была полностью признана в еврейских кругах. Фактически, это было основным правилом всех подобных ведомств в Европе военного времени, которые остро чувствовали себя обязанными сделать всё возможное для жертв нацистских зверств и, в частности, для евреев, которым грозила депортация в “неизвестное место назначения”». Негативные последствия решительных высказываний были слишком хорошо известны.

«В одном трагично известном случае нацисты предупредили архиепископа Утрехта не протестовать против депортации голландских евреев. Но он всё равно высказался, и в отместку евреи-католики Голландии были отправлены на смерть. Одной из них была кармелитка философ Эдит Штайн».

В то время как пропагандисты из антикатолических кругов, возможно, хотели бы, чтобы Папа выступил с громкими заявлениями против нацистов, Папа понимал, что это лишено смысла, если он действительно хочет спасать еврейские жизни, а не покрасоваться перед журналистами.

Желание оставаться в тени поддерживали и люди, которым Пий XII помогал. Еврейская пара из Берлина, которая содержалась в концентрационных лагерях, но сбежала в Испанию с помощью Пия XII, заявила: «Никто из нас не хотел, чтобы Папа занял открытую позицию. Мы все были беглецами, а беглецы не хотят, чтобы на них открыто указывали. Гестапо стало бы более активным и усилило бы свою деятельность. Если бы Папа высказался открыто, Рим оказался бы в центре внимания. Папе было лучше ничего не говорить. В то время мы все разделяли это мнение, и мы до сих пор в этом убеждены».

В то время как США, Великобритания и другие страны часто отказывали еврейским беженцам в убежище во время войны, Ватикан выдавал десятки тысяч фальшивых документов, позволяющих евреям выдавать себя за христиан, чтобы они могли избежать нацистов.

Более того, финансовая помощь, которую Пий XII оказал евреям, была вполне реальной. Лихтен, Лапид и другие еврейские историки указывают, что эти средства исчисляются миллионами долларов — долларами, имевшими тогда ещё большую стоимость чем сейчас.

В конце 1943 года Муссолини, который враждовал с папством на протяжении всего своего правления, был отстранен от власти итальянцами, но Гитлер, опасаясь, что Италия пойдет на переговоры о сепаратном мире с союзниками, взял страну под свой контроль и снова поставил Муссолини в качестве марионеточного правителя. Именно в этот час, когда под угрозой оказались и евреи Рима — те, кому Папа непосредственно мог помочь, — Пий XII действительно проявил свой характер.

Йозеф Лихтен пишет, что 27 сентября 1943 года один из нацистских командиров потребовал от еврейской общины в Риме выплаты ста фунтов золота в течение тридцати шести часов, иначе триста евреев будут взяты в плен. Когда Совет еврейской общины смог собрать только семьдесят фунтов золота, они обратились в Ватикан.

«В своих мемуарах Золли — тогдашний главный раввин Рима — пишет, что его отправили в Ватикан, где уже были приняты меры, чтобы принять его как “инженера”, вызванного для оценки архитектурных проблем, чтобы гестапо, дежурившее в Ватикане, не препятствовало его въезду. Его встретил казначей и государственный секретарь Ватикана, которые сказали ему, что сам Святой Отец велел восполнить нехватку золотом, взятым из Казначейства».

Пий XII также занял публичную позицию в отношении евреев Италии: «Папа решительно высказался в их защиту, после первых массовых арестов евреев в 1943 году, а L'Osservatore Romano опубликовала статью, высказывающуюся против интернирования евреев и конфискации их имущества. Фашистская пресса стала называть Ватиканскую газету “еврейским рупором”».

До вторжения нацистов Папа упорно трудился, чтобы вывести евреев из Италии путем эмиграции; теперь же он был вынужден искать способы укрывать их.

«Папа издал приказ о том, чтобы религиозные здания давали убежище евреям, даже ценой существенных неудобств со стороны их обитателей; он освободил монастыри от монастырского правила, запрещающего вход в эти здания всем, кроме некоторых мирских лиц, чтобы монастыри можно было использовать в качестве укрытий. Тысячи евреев — оценки варьируются от 4000 до 7000 — были спрятаны, накормлены, одеты и укрыты в 180 убежищах в Ватикане, церквях и базиликах, церковных административных зданиях и приходских домах, о которых известно. Неизвестным остаётся точное количество евреев находившееся в Кастель-Гандольфо, месте, где располагалась летняя резиденция Папы, в частных домах, больницах и медицинских учреждениях; и Папа взял на себя личную ответственность за заботу о детях евреев, депортированных из Италии».

Раввин Лапид пишет, что «в Риме мы видели список из 155 монастырей — итальянских, французских, испанских, английских, американских, а также немецких — в основном экстерриториальных владений Ватикана… которые на протяжении всей немецкой оккупации укрывали в Риме около 5000 евреев. Не менее 3000 евреев одновременно нашли убежище в летней резиденции Папы в Кастель-Гандольфо; шестьдесят прожили девять месяцев в Григорианском университете иезуитов, а полдюжины спали в подвале Папского Библейского института».

Обратите внимание, в частности, на то, что Папа не просто позволял евреям прятаться в разных церковных зданиях по всему Риму. Он прятал их в самом Ватикане и в собственном летнем доме Кастель-Гандольфо.

Его успех в защите итальянских евреев от нацистов был значительным. Лихтен отмечает, что после окончания войны было установлено, что нацисты вывезли из Италии только 8000 евреев — намного меньше, чем это было в других европейских странах. В июне 1944 года Пий XII отправил телеграмму адмиралу Миклошу Хорти, правителю Венгрии, и смог остановить запланированную депортацию 800 000 евреев из этой страны.

Усилия Папы не остались незамеченными еврейскими лидерами даже во время войны. Главный раввин Иерусалима Исаак Герцог направил Папе личное благодарственное послание 28 февраля 1944 года, в котором он сказал: «Народ Израиля никогда не забудет то, что Его Святейшество и его прославленные делегаты — вдохновленные вечными принципами религии, которые составляют самые основы истинной цивилизации — делают для наших несчастных братьев и сестёр в самый трагический час нашей истории, являя живое доказательство Божественного Провидения в этом мире».

Не являются исключением и другие еврейские лидеры. 7 апреля 1944 раввин Шафран из Бухареста направил папскому нунцию письмо с благодарностью: «Нам нелегко найти правильные слова, чтобы выразить теплоту и утешение, которые мы испытали из-за заботы Понтифика, который выделил крупную сумму для облегчения страданий депортированных евреев… Евреи Румынии никогда не забудут эти исторические факты».

Главный раввин Рима Исраэль Золли также выразил свою благодарность: «То, что сделал Ватикан, навсегда останется в наших сердцах… Священники и даже высокопоставленные прелаты сделали то, что навсегда составит честь католичества».

После войны Золли стал католиком и, в качестве дани уважения Папе за то, что он сделал для евреев, и за роль, которую он сыграл в обращении Золли, взял имя «Эудженио» — имя Папы — как своё имя в крещении. Золли подчеркнул, что его обращение произошло по богословским причинам, что, безусловно, было правдой, но тот факт, что Папа так усердно работал на благо евреев, несомненно, сыграло роль, вдохновив его взглянуть на истину христианства.

Лапид пишет: «Когда Золли принял крещение в 1945 году и принял имя Пия — Эудженио, большинство римских евреев были убеждены, что его обращение было актом благодарности за помощь еврейским беженцам во время войны, и, несмотря на неоднократные опровержения, многие до сих пор придерживаются его мнения. . Так, раввин Барри Дов Шварц писал в летнем выпуске газеты Conservative Judaism за 1964 год: «После войны многие евреи были убеждены в необходимости обращения в знак благодарности к тому учреждению, которое спасло им жизнь».

В книге «Три папы и евреи» Лапид оценил общее число евреев, которые были спасены в результате того, что Пий XII воспользовался влиянием Церкви для тайной борьбы за их спасение. После подсчета числа евреев, спасённых в различных областях, и вычитания количества, спасённого благодаря усилиям других людей, например, благодаря похвальным усилиям некоторых европейских протестантов, «окончательное число еврейских жизней, орудием спасения которых стала Католическая Церковь, составляет по меньшей мере 700000 человек, но по всей вероятности это число ближе к 860 000». Это больше, чем удалось спасти всем другим организациям помощи в Европе, вместе взятым. Лапид подсчитал, что Церковь при понтификате Папы Пия XII, стала самой успешной организацией помогавшей евреям Европы во время войны, затмив Красный Крест и все прочие общества помощи.

Этот факт признавался, когда Пий XII умер в 1958 году. В книге Лапида записаны хвалебные речи ряда еврейских лидеров в отношении Папы, и еврейские лидеры, явно не согласные с Джеком Чиком в том, что он заслужил смерть из-за своих «военных преступлений», оценивали Папу весьма высоко:

«Мы разделяем скорбь всего мира в связи со смертью Его Святейшества Пия XII… В течение десяти лет нацистского террора, когда наш народ прошел через ужасы мученичества, Папа возвысил свой голос, чтобы осудить преследователей и выразить сочувствие их жертвам» (Голда Меир, представитель Израиля в ООН и будущий премьер-министр Израиля).

«С особой благодарностью мы вспоминаем всё, что он сделал для преследуемых евреев в один из самых мрачных периодов за всю их историю» (Наум Гольдманн, президент Всемирного еврейского конгресса).

«Больше, чем кто-либо ещё мы имели возможность оценить великую доброту, полную сострадания и великодушия, которую Папа проявил в ужасные годы преследований и террора» (Элио Тоафф, главный раввин Рима, после обращения раввина Золли) .

Наконец, давайте в заключение приведем цитату из записей Лапида, которая была озвучена не по случаю смерти Пия XII, а сразу после войны самым известным еврейским деятелем этого века Альбертом Эйнштейном:

«Только Католическая Церковь протестовала против атаки гитлеровцев на свободу. До этого я не интересовался Церковью, но сегодня я испытываю огромное восхищение той Церковью, которая одна имела смелость бороться за духовную истину и нравственную свободу».