Депрессия не смотрит на лица

Депрессия не смотрит на лица
Оригинал статьи:
https://www.catholicgentleman.net/2014/08/depression-discriminate/

Как много людей было шокировано известиями о Робине Уильямсе и его добровольном уходе из жизни. В течение многих лет он был для меня образцом депрессивной личности. Смех стал его щитом, также как и для многих других кто страдает от душевных мук, но внутри он был опустошён. Я знаю это, потому что в моей собственной борьбе с депрессией именно комедии были тем средством, предшествовавшим тому, как я начал употреблять токсичный коктейль из обжорства, порнографии и алкоголя (даже не пробуйте так делать). Моим маленьким секретом было то, что моей первой реальной пробой пера была работа в сатирической рубрике в журнале Eugene Comic News и благодаря этому я встретил множество комедийных писателей. Все они казались людьми, в той или иной степени страдающими от душевных мук.

Да, многие гадают как столь весёлый человек, полный жизни и окружённый всеобщим восхищением мог испытывать депрессию. Когда я слышу такой вопрос, я разрываюсь между желанием промолчать, не дав ответа, и желанием удариться головой о книжный шкаф. Тот же вопрос люди задавали когда “открылось”, что Мать Тереза прошла через множество тёмных ночей в своей душе. Никто не могу понять как святая женщина могла ощущать Божье присутствие, совершать великие дела милосердия и в то же время чувствовать боль депрессии.

А есть ещё и моя собственная жизнь. Один из моих самых жизнерадостных друзей покончил с собой несколько лет назад когда от него ушла жена, и лишь неделю назад другой близкий друг пытался отнять собственную жизнь. Недавно я публиковал статью (Перевод здесь: https://vk.com/@prostokatolik-dni-chernoi-sobaki-spravitsya-s-depressiei) о своей собственной борьбе с БДР (Большим Депрессивным Расстройством), и как я множество раз вглядывался в ту бездну, где смерть кажется спасением. В определённый момент медикаменты и консультации специалистов позволили мне отвернуться от неё. Сюда также стоит добавить глубокий религиозный опыт, который я могу охарактеризовать лишь словом “чудодейственный”. И при всём при этом, вы бы никогда не смогли догадаться о перечисленном, если бы встретили меня вживую.

Депрессия выглядит совсем иначе

Типичный человек страдающий депрессией не подводит глаза чёрной тушью, и не сочиняет лирику для дешёвых эмо-групп. Конечно, я прошёл через период когда слушал много металла и панк-музыки, но, в целом, я не одеваюсь во всё чёрное. Напротив, те подверженные депрессии личности, с которыми мне довелось встретиться, были весьма обаятельными и выглядели так, будто всегда счастливы. Для многих это создаёт иллюзию что эти люди всегда в хорошем настроении. Но на самом деле их жизнь - сущий ад.

Та форма расстройства, которой страдаю я, характеризуется постоянно сниженным настроением. Большинство дней я могу нормально функционировать, но бывают дни когда даже вылезти из постели кажется труднейшей задачей на свете. В самые худшие дни мне приходится обращаться к медицинской помощи, потому что всё о чём я могу думать это способы, какими бы мне хотелось умереть. Это очень трудно объяснить людям, не проходившим через это лично. Это не столько желание перестать существовать самому, сколько желание, чтобы то, что омрачает мой разум, ушло.

Худшее в этом - одиночество. Чувство, что Бог оставил тебя наедине с твоим страданием, и помощь никогда не придёт.

Сейчас мне гораздо лучше чем пять лет назад, но, поверьте мне, такого рода вещи редко уходят насовсем. Даже при том, что у меня есть любимая работа, хорошие друзья и любящая семья, я всегда испытываю беспокойство, что настанет день, когда чёрная собака начнёт лаять так громко, что это будет невозможно вынести.

В депрессии и других формах душевного расстройства есть одна деталь: они окутывают туманом вашу способность к суждениям, вы буквально становитесь неспособны трезво мыслить и иногда реальность начинает выглядеть как сумрачный сон. Моя мама однажды описала это чувством того, будто смотришь на мир через толстое покрывало. Разум здесь бессилен, вы не можете договориться с этим чувством, и даже если вы осознаёте, что ваши мыслительные процессы не в порядке, вам проще победить медведя, чем пытаться удержать свой разум от этого повторяющегося внутреннего диалога.

Я не ожидаю что для вас это будет звучать разумно, потому что это едва ли звучит разумно даже для меня, а мне приходится жить с этим каждый день. Добавьте сюда тот факт, что я, как и многие люди страдающие от депрессии, ношу маску весельчака, при том, что бывают дни, когда моё настроение падает так низко, что я не в состоянии выносить даже свою собственную компанию. Нам так хочется найти кого-то с кем можно пообщаться, но мы так боимся своего собственного разума, что содрогаемся от мысли, что кто-то видит нашу внутреннюю тьму.

Это - главная причина почему я пишу. Мне не нравится писать на эту тему. Мне нужно истратить последнюю каплю своей энергии чтобы писать о депрессии. Но если хотя бы один из прочитавших поймёт, что он не одинок, тогда я надеюсь, что мой дискомфорт - невеликая плата за эту помощь.

Однако мир, особенно большинство католических изданий, едва ли может оказать помощь в которой мы нуждаемся. В течение тех месяцев которые прошли с момента как я начал писать о депрессии и вере, я получал сообщения на электронную почту, из числа тех что жутко бесят людей. Такие вещи как “тебе нужно просто избегать глютена или принимать продукты богатые Омега-6” (ёшкин кот, разумеется всё что мне нужно - это доктор Малахов) или “может тебе нужно больше молиться?” (конечно, депрессивные типы же никогда не молятся). Депрессию трудно понять, я знаю, но мы можем попытаться лучше объяснить её и помочь тем, кто от неё страдает, получить какую-то форму лечения или хотя бы немного благодати чтобы продолжать жить дальше. Депрессия не организует конференций и не продаёт книги, но нам нужно увидеть сколь многих она касается и делать всё что мы можем. На карте стоят жизни.

Восстань из Тьмы!

Я хотел подчеркнуть, что депрессия затрагивает жизни многих, знаем мы об этом или нет. Даже в мои худшие дни я могу натянуть маску фальшивого счастья на несколько часов, прежде чем рухну в изнеможении. Если кто-то в находится в депрессии, вы можете никогда об этом не узнать, пока он не почувствует себя достаточно комфортно чтобы опустить свою защиту. Тогда уже вам придётся делать всё что в ваших силах чтобы быть хорошим другом, матерью, супругом - в зависимости от того какую роль вы играете в его жизни.

В отличие от большинства заболеваний, её не всегда легко заметить. Человек рядом с вами, страдающий душевным расстройством, едва ли сам в курсе этого. Но чуть копни и вот оно. Как и всему нечистому, мы не можем позволять депрессии тлеть во тьме, но должны осветить её лучом истины и дать надежду тем, кто чувствует что всякая надежда оставила его.

Депрессия не делает различий по статусу, призванию, расе или финансовой ситуации. Но и Христос тоже. Если мы хотим измениться в душе и найти мир, превосходящий всякое разумение, нам нужно сначала открыть двери и впустить их, и это то к чему призывает христианское милосердие.

Если кто-то в вашей жизни страдает от душевного расстройства, я могу, основываясь на опыте, рассказать вам что работает, а что - нет. Не пытайтесь лечить их, если вы не доктор или настоящий чудотворец. И ради всего святого не говорите им “Да как ты можешь быть в депрессии!” Вместо этого, дайте им знать, что у них есть друг, который желает помочь в этом страдании если необходимо, и принять их молчание, если это всё что вы дождётесь в ответ.

Также, если вы измучены своей собственной чёрной собакой, знайте, что она - не всё что есть. Мне удалось найти некоторый мир, но это не значит, что моё бремя исчезло. Ищите помощи, отправляйтесь на прогулку, делайте что угодно что поможет вам вернуться с твёрдым желанием продолжать жить. Знайте также, что Бог принял нашу природу и победил смерть не для того чтобы оставить нас в одиночестве. Это может звучать дёшево, я знаю, но иногда это единственное в чём я остаюсь уверен, и это не мало.

В конце я бы хотел привести небольшое стихотворение человека, о чьей борьбе с депрессией знали лишь немногие, Г. К. Честертона:

[прошу простить меня за ужасный и, к тому же, нерифмованный перевод стихотворения, но выкинуть его из статьи я просто не мог - прим.перев.]

О небеса, если я буду размышлять или бредить,
Меня вы не жалейте, пусть мир досыта своё получит,
Да, и если я в безумии с собой покончу
То присмотрите за травой что на моей могиле
И если я мечусь меж солнцем и землёй сырой
Стенаю и рычу, явите благодать мне
В дожде и солнце, и в плодах сыскать
Сияющее молчанье Божьего презренья.
Спасибо Богу, что мне звёзды не подвластны,
От гнева должен если я в ночи страдать,
Спасибо Богу, эти слёзы не вредят и мотыльку
Мои проклятья не погубят и цветка.
Мы знаем, солнце как-то раз померкло
А мне казался ярким его блеск и на Голгофе:
И Тот, висящей на Дереве Страданий
Трель каждого сверчка мог слышать и тому был рад.