Вы жертва жалости к себе?

Перевод статьи Donald F. Miller, C.SS.R. Oct. 1959
https://www.ecatholic2000.com/cts/untitled-42.shtml

Возможно, никто, прочитав этот заголовок, не будет спешить с положительным ответом. Наш опыт работы с тысячами душ, нуждающихся в исцелении, показывает, что люди относятся к обвинению в жалости к самим себе практически так же, как если бы их назвали лжецами или лицемерами. По крайней мере, обычно сталкиваешься с резкими возражениями против такого обвинения.

Кем бы вы ни были, или какой бы ни была ваша первая реакция на заголовок, не отбрасывайте эту брошюру в сторону, как если бы она не могла предложить ничего, что вам нужно. Жалость к себе подобна скрытому раку; она могло подкрасться к вам, не привлекая внимания. Вы можете распознать её и сделать с ней что-то, только если вы смело и смиренно взглянете на многие способы, какими она может проявиться в человеческом характере.

Чтобы помочь вам тщательно рассмотреть себя на предмет признаков жалости к себе, мы предлагаем сделать четыре вещи: 1) объяснить, чем жалость к себе не является; 2) определить в целом, что она такое; 3) показать, как жалость к себе может разрушить все важные отношения в жизни человека; 4) предложить средства для борьбы с ней.

I. Чем жалость к себе не является

Говоря о жалости к себе как о плохой черте характера, нельзя заявлять, будто что-то не так с жалостью как таковой. Жалость - это великая добродетель, но это та добродетель, благодаря которой человек испытывает сострадание к скорбям и страданиям других. Правильно выстроенная, добродетель жалости ведет к таким делам милосердия, как накормить голодных, одеть нагих, приютить сирот и т. д. Из этого ясно, что жалость к себе является противоречием; она обращает что-то, что по своей природе предназначено для того, чтобы заботиться о страданиях других, на самого собя.

Не является жалостью к себе и реалистичное осознание того факта, что этот мир, как в молитве “Salve Regina” его называют католики, есть юдоль слёз и изгнания - место, где неизбежно есть страдания, некоторые из которых таинственно исходят от руки Божьей, а некоторые должны быть претерпеваемы свободно как цена верности законам Бога. Вслед за Иовом, любой может сказать, не впадая в жалость к себе, что “Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями” (Иов 14: 1), но только если может повторить вслед за ним: “А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию” (Иов, 19:25). Жалость же к себе видит только собственные страдания, и никакой надежды, которая могла бы это жало отнять.

Также не является жалостью к себе внезапное и глубокое горе в те моменты, когда кто-то сталкивается с потерями или особенно трудными испытаниями. Тот, кто потерял способность плакать перед лицом трагедии, своей или чужой, больше не является полноценным человеком. Добрый сын или дочь, которые плачут после смерти любимой матери или отца, не должны быть обвинены в жалости к себе. Тем не менее, есть люди, которые не дают времени и смирению перед Божьей волей исцелить их горе, но вместо этого позволяют им погрязнуть в жалости к себе.

Наконец, должно быть ясно, что это исследование имеет дело с тем видом жалости к себе, который излечим, а не с тем, что который связан с психотическими или болезненными состояниями разума, называемыми меланхолией. Глубокие депрессии, тревоги, страхи и самообвинения, которые испытывают психически больные, нуждаются в особом профессиональном лечении. Тем не менее, можно также сказать, что неспособность справляться с жалостью к себе на ранних стадиях часто приводит к последующим психическим расстройствам.

II. Что такое жалость к себе

Жалость к себе - это сложная вещь, которую нелегко определить несколькими простыми словами. Полная картина, как это видно в жизни многих людей, может быть лучше всего дана через описание ее трех основных характеристик. После описания каждой функции, мы добавим ряд вопросов, с помощью которых человек может узнать для себя, склонен ли он к жалости к себе или уже стал её жертвой.

1. Жалость к себе характеризуется привычкой концентрировать свои мысли и внимание на собственных проблемах или на одной конкретной причине горя.

Это означает, что общее направление самых сокровенных мыслей человека заключается в обстоятельствах его жизни, которые вызывают печаль. Некоторые люди видят только мрак внутри и вокруг них. Другие поддаются жалости к себе из-за одного конкретного события в их жизни, и отказываются думать о чем-либо, кроме этого. Так, например, человек, потерявший любимого родственника или друга в результате смерти, может сделать память об этой потере и горе, связанном с ней, фокусом всего своего мышления и отказаться избавляться от грусти, которую такое мышление всегда вызывает. Так, например, человек, чей брак потерпел неудачу, может отказаться позволять чему-либо, кроме мысли о его (или ее) страдании и одиночестве, доминировать над его разумом, пока это не приведет, как это будет показано ниже, к ужасным грехам в попытке избавиться от печали.

Задайте себе эти вопросы и ответьте на них искренне, если вы хотите знать, есть ли в вас эта первая черта жалости к себе:

— Когда я один, замечаю ли я, что большую часть времени я думаю о своих страданиях, о своем плохом здоровье, о несчастье в браке, об отсутствии успеха в бизнесе, о своей неспособности иметь то, что есть у большинства преуспевающих людей?

— Позволяю ли я себе думать, что Бог оставил меня или жестоко со мной поступает?

— Могу ли я сказать о всей своей жизни, что она было ни чем иным, как бременем, а иногда даже говорю: “Хотел бы я никогда не родиться”?

— Привык ли я смотреть только на трудные стороны моей жизни и считать их слишком тяжелыми? Будучи женой и матерью, нахожусь ли я среди тех, кто считает, что рожать детей и воспитывать детей - просто бесконечное и безнадежное бремя? Будучи мужем и отцом, имею ли я привычку думать, что содержать семью настолько обременительно, что я постоянно желаю снова стать свободным человеком?

— Сравниваю ли я постоянно свою жизнь с жизнью других, а затем делаю вывод, что я в худшем положении, чем практически все остальные?

2. Жалость к себе характеризуется неспособностью или даже сознательным отказом думать а) о вещах, за которые нужно быть благодарными, б) об утешениях и награде, которые Бог обещал тем, кто страдает со смирением и в бодрости.

Поскольку большая часть времени жертвы жалости к себе тратится на размышления о его болях, страданиях и печалях, такой человек, естественным образом, не может заставить себя задуматься о причинах быть благодарным и радоваться. Жалость к себе - действительно мощное оружие дьявола; он поощряет её везде, где может, потому что знает, что её жертвы постепенно утратят благодарность к Богу, раскаяние за свои грехи, надежду на награду на небесах, признательность за то хорошее, что Бог дал им на земле вместе с той болью, которую Он попускает им испытывать.

Примечательно, сколь незначительные вещи могут иногда ослеплять жертв жалости к себе, принимая во внимание все те причины, которые у них есть для благодарности и даже радости. Конечно, все человеческие страдания, незначительны в сравнении с небесной радостью. Но иногда вы можете встретить, например, сказочно богатого человека, погрязшего в жалости к себе, потому что он не может получить доступ в определенные общественные круги или потому, что кто-то получил важную должность, которую хотел он. Иногда люди, относящиеся к среднему классу, имеющие многое из того, за что стоит быть благодарным, чувствуют себя несчастными, потому что не могут подняться на более высокий социальный и экономический уровень, которого достигли некоторые из их родственников. Они настолько сузили кругозор, что не видят ничего, кроме какой-то мелочи, которую они хотят и не имеют.

Задайте себе эти вопросы о второй особенности жалости к себе:

— Я практически отказался от мыслей о рае, где не будет печали, и ограничил свой кругозор возможными радостями, которые я могу достичь в этом мире, особенно теми, которыми я не обладаю?

— Благодарю ли я Бога за мою жизнь как жизнь свободного, бессмертного человека, наделенного многими чудесными способностями и навыками, которому обещана славная судьба на Небесах?

— Если кто-то напоминает мне о вещах, за которые я должен быть благодарен, отмахиваюсь ли я от него с такими словами: “Все это бесполезно, потому что я страдаю от того, чего у меня нет”?

— Связываю ли я свои страдания со своими грехами и благодарю ли Бога за то, что он простил меня и позволил мне изгладить мои грехи?

— Размышляю ли я о Страстях и смерти Христа и о том, что за мои грехи Он страдал в тысячу раз больше, чем Он просит страдать меня?

— Молюсь ли я о добродетели благодарности и о благодати преодолеть мою склонность к жалости к себе?

3. Жалость к себе отмечена горькой обидой на других, которые обвиняются в тех страданиях, которые человек несёт

Нет жалости к себе без некоторой обиды на Бога. Те, кто становятся её жертвами, упустили из виду доброту, милость, провидение Божие и Его обещание награды за каждый крест. Им всем присуще что-то из отношения нераскаявшегося разбойника, который умер на кресте рядом с Господом. Они могут не выражать это словами разбойника, но их жалость - это способ сказать, как и он: “Сними меня с креста, и тогда я поверю в Тебя”.

Это негодование в адрес Бога обычно перерастает в желчь по отношению к ближнему. Жертва жалости к себе обладает очень острым но очень узким чувством справедливости, а именно чувством того, как справедливость должна применяться по отношению к нему другими. Более того, вы можете подумать, что за всю мировую историю, ни с кем другим не обходились так несправедливо, как с этим человеком, когда услышите как тот говорит: “Почему я должен терпеть все это? Что я сделал, чтобы заслужить такое жестокое обращение? (От вас ожидают ответа «ничего».) Почему я не могу получить немного справедливости в этом мире?”

В своей крайней форме это становится манией преследования, называемой паранойей, психическим заболеванием, заставляющим тех, кто страдает от него, воображать всевозможные заговоры против их счастья.

Жертва жалости к себе не обязательно психически больна; как и все в мире, она действительно страдает от зла, недоброжелательности, плохого обращения, несправедливости. Но она никак не может повзрослеть, чтобы видеть в этих вещах то, что присуще жизни каждого человека, а также возможность для милосердия и прощения, возможность совершить покаяние за свои грехи, источник заслуг и превосходнейшего счастья на небесах. Ничто, кроме её собственной концепции совершенной справедливости, не спасет жертву от жалости к себе. Но это то, чего такой человек никогда не получит.

В результате жертва жалости к себе становится очень неприятным собеседником. Его слова, как и его мысли, сосредотачиваются вокруг того, как он подвергся насилию, как несправедливо к нему относятся, насколько велики его страдания. Никто не остается его другом, если только постоянно ему не симпатизирует и не подпитывает его жалость к себе. Вот почему у него мало друзей.

Задайте себе следующие вопросы об этой особенности жалости к себе:

— Часто ли на моих устах возникает слово “несправедливость”, означающее несправедливость других по отношению ко мне?

— Негодую ли я на то, что, хотя Бог, кажется, наделяет других богатством, популярностью, положением в обществе и властью, Он оставил меня - который заслуживает большего, чем эти другие - бедным, забытым, непризнанным?

— Негодую ли я на то, что Бог, общество и окружающие меня, похоже, сговорились, чтобы сделать мою жизнь несчастной?

— Обвиняю ли я Бога и других людей, в том, что я холост и не могу найти партнера для брака? Обвиняю ли я Бога и моего супруга или супругу, в том, что мой брак не усыпан лепестками роз?

— Жалуюсь ли я на свои страдания, придираюсь ли к тем, кто окружает меня за то, что они не обращаются со мной более справедливо, постоянно критикуя тех, кого я считаю более успешным, чем я?

— Затаиваю ли я обиду и отказываюсь ли разговаривать со своей семьей или с друзьями в течение нескольких дней, потому что чувствую, что они должны страдать из-за своей несправедливости по отношению ко мне?

Честно ответьте на эти вопросы, прежде чем сделать вывод, склонны ли вы к жалости к себе или нет.

III. Как жалость к себе разрушает жизнь

В человеческой жизни не бывает важных отношений, которые не были бы каким-то образом расстроены и разрушены жалостью к себе. Подумайте, как она влияет на самые важные отношения, а именно: отношения с Богом и отношения с семьёй.

1) жалость к себе разрушает отношения с Богом. Причина проста; это потому, что жалость к себе неизбежно ведет ко греху, а грех делает того, кому надлежало стать другом Бога, Его врагом.

Не впадайте в заблуждение: за каждым смертным грехом, когда-либо совершенным человеком, стоит жалость к себе. Все три её особенности, описанные выше, там присутствуют. 1) сосредоточение мыслей на ужасных страданиях, которые связаны с соблюдением Божьих заповедей; 2) неспособность думать обо всех хороших вещах, которые Бог дал или обещал дать, которыми можно наслаждаться без греха; 3) обида на Бога и Его Церковь за то, что они навязывают определённые законы, а иногда и на священников за то, что они проповедуют заповеди Бога.

Грешник может не выражать это на словах; вообще-то, на словах он может говорить прямо противоположное, но факт в том, что он настолько обижен на закон Божий, что готов распять Иисуса Христа, Сына Божьего, нарушая этот закон.

Вот примеры того, как жалость к себе ведет ко греху.

Мужчина и женщина, состоящие в недействительном браке, который является началом повторяющегося греха, прежде чем они сделали свой роковой шаг, наполнили свои сердца чувством жалости: ”У нас есть право на это счастье”. Бог со всей Своей силой и властью не имеет права отказать нам в нём. Если мы не будем жить друг с другом так, как будто женаты, жизнь будет слишком одинокой, несчастной, невыносимой. И чем дольше они живут в своем ложном браке, тем больше они жалеют себя при мысли о том, чтобы оставить свои грехи. Они сожалеют о себе, а не об Иисусе Христе, распятом, истекающем кровью, страдающем, умирающем на кресте именно за такой грех, и умирающем за него напрасно, коль скоро грешники не спешат его оставить.

То же самое происходит с любым серьезным грехом: контрацепцией, абортом, блудом, ненавистью, воровством и т. д. Сначала нарастает жалость к себе, которая ослепляет разум и отвращает его от законов Творца, от обещанной радости небес, от взывающей любви Иисуса Христа на кресте; затем следует грех или привычка грешить. Может быть, от того, что грешники так сильно жалеют себя на земле, они ожесточают себя грехом настолько, что обрекают себя на вечность в аду.

2). Жалость к себе разрушает отношения в семье.

В каждой несчастной семье найдется хотя бы один человек, который стал жертвой жалости к себе. Это может быть жена, которая, осознав, на что подписалась, вступив в брак, решает, что это слишком много, это несправедливо, и из жалости к себе отказывается принять волю Бога и быть хорошей женой. Может быть это муж, который, когда эмоциональная любовь ухаживаний и раннего брака охладела, начинает жалеть себя до такой степени, что ищет способ уйти от своих обязанностей мужа и отца.

Иногда один партнер впадает в жалость к себе, потому что другой партнер оказывается не идеальным или виноват в неисполнении долга или даже во многих грехах. Такой человек забывает слова, произнесенные на церемонии бракосочетания: “Я беру тебя в супруги, в печали и в радости”. Эти слова должны были отогнать жалость к себе. Они означали: “Если в этом браке все пойдет не так, как я ожидал, если эти отношения окажутся настолько плохими, насколько это возможно, я приму все это ради любви Бога и все равно спасу мою душу, и попытаюсь спасти душу моего супруга.”

Тем не менее, семьи продолжают разрушаться:

Потому что муж сожалеет о том, что ему приходится беспокоиться о детях и проводить вечера с женой, и он ходит допоздна по барам с друзьями, и приходит домой в стельку пьяным.

Потому что жена сожалеет о том, что не состоит в браке с более богатым или более успешным мужчиной, и отравляет жизнь своего мужа, за то, что он не достиг вершин успеха.

Потому что и муж, и жена жалеют себя за ужасное бремя, которое они должны нести в воспитании детей, или за ужасную жертву, связанную с практикой воздержания в разное время, когда это единственный способ избежать греха. Но брак разрушают не дети, не воздержание; это жалость к себе, в которую женатые впадают, столкнувшись с этими вещами.

IV. Средства от жалости к себе
Мы предлагаем следующие средства от жалости к себе, без которых эта духовная болезнь не излечится.

Первое - это смиренное и полное радости послушание воле Бога. Это означает способность сказать себе: “Бог - мой Создатель”.

Он создал меня для Себя, то есть для совершенного счастья. Он имеет право управлять мной и делать со мной все, что пожелает. Он мог сделать мою жизнь в тысячу раз сложнее, чем она есть, учитывая тот факт, что в конце Он ждет меня на Небесах. Я желаю Его воли, а не моей собственной, независимо от того, сколько боли это может причинить или чего это может мне стоить. Я никогда не буду жаловаться на то, что является волей Бога в отношении меня.

Второе - это осознание зависимости от Божьей благодати. Это означает, что я могу сказать: «Иисус Христос предупредил меня, что я должен нести крест, чтобы следовать за Ним, но Он также пообещал мне божественную и чудесную помощь, чтобы нести их с радостью, если только я буду об этом молиться. Всякий раз, столкнувшись с соблазном пожалеть себя из-за крестов, которые встречаются на моем пути, я буду с большим желанием обращаться к молитве, к мессе, к таинствам, благодаря которым, как я знаю, я получу благодать и силу исполнять волю Бога и нести крест, который Он мне даёт.

Третье - это личное почитание страстей и смерти Иисуса Христа и почитание Его Непорочной Матери как Матери Скорби. Все страдания обычных людей, даже мучеников, которых пытали за любовь к Богу, невелики по сравнению со страданиями Христа и Его Матери. Это потому, что ни один обычный смертный человек не обладает способностью страдать так, как Христос, и даже так, как было дано Его Матери.

Единственное, что нужно помнить, чтобы избежать жалости к себе, это то, что страдания Христа и Его Непорочной Матери претерпевались за каждого человека в мире. Сколь малы наши страдания в сравнении с этим! Как кто-то может хотеть добавить к этим страданиям ещё больше, совершив даже небольшой грех из жалости к себе?