Всё Писание

Джеф Кэвинс
Оригинал: https://www.crossroadsinitiative.com/media/articles/jeff-cavins-all-scripture/


Когда Вы читаете Библию, то видите только деревья или же лес в целом? Этот преподаватель Библии объясняет, как сделать шаг назад и увидеть одну основополагающую тему Писания.


У одних святые слова Библии вызывают ощущение душевного тепла и мудрости, но для многих сегодняшних католиков хронология Библии является запутанной, а её значение трудным для понимания. Насколько это трагично в свете того факта, что Писание, по словам Папы Льва XIII, — “письмо, написанное Небесным Отцом Своим детям с целью открыть им Себя”.

Многие, кто впервые открывает Библию для серьезного чтения и изучения, ожидают, что прочитают ее от начала Книги Бытия до конца Книги Откровения с такой же легкостью и воодушевлением, как если бы они читали “Унесенные ветром” или роман Тома Клэнси. Но не нужно много времени, чтобы понять — Библия не читается так же, как популярный роман. Фактически, она даже не организована как последовательное повествование. Точнее, книги Библии в основном сгруппированы по их литературному типу. Вследствие этого многие разочаровываются, теряют энтузиазм к изучению Библии и кладут это невостребованное сокровище обратно на столик со словами “Какой в этом смысл?”


Бог открывает Себя человеку постепенно


Чтобы избежать этого разочарования, давайте сперва отойдем назад и посмотрим на “общую картину”. Каким является всеохватывающее послание Библии? Это история спасения. Несмотря на то, что она составлена из множества историй, Библия в действительности единая история: история о Боге и Его отношениях с человечеством, самым сложным из Его созданий и истинным объектом Его любви и преданности. Эта эпическая история любви Бога к человечеству имеет все составляющие интриги, страсти, насилия, романтики и искупления, какие вы ожидаете встретить в самых захватывающих светских романах: Бог любит человечество, человечество отвергает Его любовь, Бог добивается любви, человечество переменчиво и колеблется и в конце концов предает Его любовь, Герой истории умирает трагической смертью, а потом наступает удивительный счастливый конец.

Весь сюжет библейского послания изложен в первых главах Книги Бытия и далее выстраивается до своего ошеломляющего завершения в Книге Откровения. Основополагающий сюжет таков: Бог постепенно раскрывает Свой план восстановления разрушенных отношений между Ним и Его драгоценным созданием. Только в открытом плане Бога человечество может вновь найти прямое назначение своего бытия, “ибо человек существует потому, что Бог создал его из Любви и из Любви постоянно хранит его; и человек живет всей полнотой истины, только если он свободно признает эту Любовь и отдаёт себя своему Творцу” (Катехизис Католической Церкви, п. 27).

Для современных католиков важно понимать, что хотя Библия является тайной, она в то же время является исторической книгой. Здесь не должно быть недопонимания — это истинная история, в отличие от хитро придуманных сказок. Папа Павел VI сказал в “Directorium Catechisticum Generale”: “История спасения совершается в эпицентре истории мира”. В Библии присутствует широкий спектр примеров того, как Бог через слово и дело входил в жизнь Своих людей.

Главная стратегия искупления человечества началась с одной семьи и постепенно вовлекала все большее число людей с тем, чтобы в итоге все человечество имело возможность быть частью семьи Бога.

Доктор Скотт Хан часто обращается к данному развитию завета в своих лекциях по истории спасения. Он объясняет, почему Католическая Церковь является кульминацией истории спасения и исполнением Завета, заключенного с Израилем. Он развивает данную тему, указывая на то, что Бог устанавливает Свой первый завет, брачный завет, с Адамом и Евой, одной супружеской парой. Далее история приводит к Ною и его трем сыновьям. Это уже четыре супружеских пары, составляющих одну святую семью с Ноем во главе. В 9 главе Книги Бытия Бог заключает завет с Ноем, но этот завет не распространяется только на Ноя, поскольку Бог сказал: “вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас” (Бытие, 9:9).

Далее мы встречаем уже массу людей, включенную в завет, расширенный до одного святого племени с Авраамом во главе. Бог заключает с Авраамом завет, состоящий из трех обещаний: обещаний земли, правящей династии и всемирного благословения через его потомков. “и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;... и благословятся в тебе все племена земные” (Бытие, 12:2-3).

Иаков, внук Авраама, чье имя было позднее изменено на “Израиль”, имел 12 сыновей. Эти 12 колен Израиля провели 400 лет в египетском рабстве, где план расширения завета молча продвигался вперед. В Египте Бог призвал Моисея из колена Левиина вывести Израиль из рабства, чтобы тот стал одним святым народом. 24 глава Книги Исхода описывает драматическую сцену, когда Израиль собрался возле горы Синай после чудесного спасения из Египта. Здесь, у горы Синай, Моисей объявил израильтянам слова завета, полученные им непосредственно от Бога, и они согласились заключить завет народа с Богом.

План завета Бога сделал значительный скачок несколько сотен лет спустя, когда Бог начал объединять народы под предводительством царя Давида. Через завет Бога с Давидом (2 Царств, 7:5-16) этот новый конгломерат расцвел в одно святое царство, в котором Израиль является посредником, передающим откровение Бога другим народам.

Наконец, все заветы, заключенные в Ветхом Завете, нашли свое полное выражение в Новом Завете, заключенном между Иисусом Христом и Его Церковью. Этот Новый Завет является величайшим из всех, поскольку это всемирный завет, в котором Бог царствует и правит как глава одной святой Церкви.


Библия как история католиков


Можно спросить, какое отношение древнееврейские Писания могут иметь к жизни новозаветной христианской Церкви (а также христиан на протяжении веков вплоть до наших дней). Хотя священная история, записанная в Ветхом Завете, сосредоточена преимущественно на израильском народе, история и истина, которую евреи передавали своим детям, однажды может стать историей людей, которых они не знали. История евреев, со всеми ее триумфами и позором, однажды может стать нашей историей, историей современных католиков. На заре Нового Завета Иисус объединил все народы в Свое всемирное царство, широко открывая ворота в семью завета Яхве. Те, кто вошел через эти врата — Иисуса — приняли новую идентичность, включающую новую личную историю. Внезапно все, что происходило до нас в этой небольшой земле Ханаана, стало близким и важным для нас сегодня.


Понимание общей картины


Трудность, с которой сталкиваются читатели Библии, состоит в том, как заставить эту личностную, но все же древнюю историю спасения ожить. Они должны обнаружить основополагающий сюжет и под руководством Церкви понять его значение для того, чтобы сделать эту историю своей.

Первый шаг к хронологическому пониманию Библии состоит в том, чтобы определить, какие из 73 книг являются историческими. Термин “исторические” относится к тем книгам, которые повествуют об истории, переходя от одного события к другому. Исторические книги предоставляют нам непрерывную или упорядоченную последовательность связанных событий от Книги Бытия до Книги Откровения.

В Ветхом Завете 12 исторических книг и, упрощая, две в Новом Завете. Последовательно читая эти 14 книг, Вы непрерывно охватите всю историческую составляющую Библии. Расположение книг в перечне относительно исторических указывает их хронологическое соответствие. Они рассматриваются в контексте исторических книг. Например, Псалтирь должна рассматриваться в контексте Второй книги Царств, а книга пророка Малахии — в контексте книги Неемии.

Читая около четырех глав в день (это займет около 15-20 минут), Вы сможете прочитать все исторические книги приблизительно за три месяца. После завершения чтения нужно вернуться к ним еще раз, но на этот раз прибавить еще и несколько неисторических книг.

Катехизис Католической Церкви — лучший спутник в чтении Библии, поскольку Священное Писание и Священное Предание вместе составляют полный залог веры. При возникновении вопросов в области веры или нравственности указатель Катехизиса является ценным для поиска позиции вероучения Церкви.

Увидев однажды “общую картину” истории спасения в Писании, мы можем опираться на эту основу всю оставшуюся жизнь. Это приведет к глубокой благодарности за Писание и более глубокому пониманию содержащегося в нем основного плана Бога для нас.


Перевод: Екатерина Голубкова