Возлюбить врага

Епископ Роберт Бэррон

Оригинал: https://www.wordonfire.org/resources/article/love-an-enemy-this-lent/26819/

Мы все помним о трёх вещах, к которым Церковь призывает нас во время Великого Поста — это молитва, милостыня и, собственно, пост. Не думаю, что я должен напоминать читателям следовать этому призыву, особенно в это особое предпасхальное время. Но есть еще один пункт Великого Поста, о котором я бы хотел напомнить: прощение врага.

В католическом сообществе пылает столько гнева, что его хватило бы, чтобы целый год освещать мегаполис. И я говорю это не ради того чтобы придраться к католикам; я бы мог сказать тоже самое о любой группе людей. Мы — каждый из нас — сидим на пороховой бочке невыпущенного гнева. Фома Аквинский в своей лаконичной манере даёт смертному греху гнева такое определение: иррациональное или чрезмерное желание мести. В отношении каждого из нас кто-то причинил боль, проявил агрессию, причинил несправедливый вред, оскорбил — возможно даже очень сильно. И поэтому, естественно, у нас есть желание ответить тем же. И действительно, существует такое понятие как праведный гнев, который представляет собой ни что иное, как желание устранить несправедливость. Подумайте о «гневе», проявленном Иисусом, когда Он очищал храм. Это праведное негодование заслуживает похвалы. Но многие из нас, будем честны, взращивают в себе чрезмерное, неоправданное стремление отомстить тому, кто причинил нам вред. Мы тратим невероятное количество времени, фантазируя о том, что мы могли бы сказать и сделать с нашими врагами, если бы у нас была возможность. Это именно то, что имеет в виду Фома Аквинский говоря о «смертным грехе» гнева.

И это именно то, от чего Иисус призывает нас избавиться через акт, который каждому кажется мучительным — акт прощения врагов. В Нагорной проповеди Господь учит: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду <…> Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». И в том, что составляет, по моему мнению, риторическую и духовную кульминацию проповеди, Иисус говорит: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших…” Это учение лишено смысла, если мы не предполагаем, что у нас действительно есть враги, то есть люди, которые несправедливо и умышлено причинили нам вред. Но Господь призывает нас превзойти желание мести, даже превзойти строгую справедливость lex talionis, принципа «око за око». Он настаивает на том, чтобы мы любили тех, кто нас разозлил, и желали им добра.

Около двадцати пяти лет назад кардинал Джозеф Бернардин из Чикаго был обвинен в сексуальных домогательствах молодым человеком по имени Стивен Кук. Вскоре после этого, в речи, произнесённой в семинарии города Иллинойс, кардинал сказал, что он был совершенно опустошён этими обвинениями, настолько деморализован и травмирован, что он, крестообразно распростёршись на полу своей часовни, стал молиться, чтобы Господь избавил его от того позора и боли, которые на него обрушились. После двух мучительных месяцев Кук отозвал обвинения, признав, что они было основаны на ложном воспоминании. Кто бы стал обвинять кардинала Бернардина, если бы он сказал: «Прочь с глаз моих!» и никогда бы больше не имел дел со Стивеном Куком? Но кардинал этого не сделал. Вместо этого он отправился навестить молодого человека, принёс ему в дар Библию, совершил елеопамазание (Кук умирал от СПИДа) и предложил своё прощение. Вот как выглядит человек, который любит, а не просто терпит врага.

Несколько десятилетий назад семья амишей [протестантская община в США, известная своим отказом от достижений современной цивилизации — прим. перев.] — мать, отец и сын — ехали по городу в конной повозке. За ними ехала машина с шумными подростками, которые принялась нетерпеливо их обгонять. Наконец они объехали повозку, и один из парней швырнул камень в сторону лошади. Но вместо животного, камень попал в молодого человека, ехавшего в телеге, мгновенно убив его. Кто бы мог обвинить скорбящих родителей, если бы они выступили против убийцы своего сына? Но вместо этого они явились на суд над подростком и умоляли судью о снисхождении, а затем, во время его заключения, регулярно навещали его. Это еще одно проявление любви к врагам.

Могу ли я призвать всех читателей вспомнить своего врага? Держите в уме его или её образ — кого-то, кто причинил вам настоящий вред. В этот Великий Пост придумайте способ проявить любовь к этому человеку, чтобы исцелить ваши отношения. Это может быть телефонный звонок, электронное письмо, визит, любой иной жест — но ради целительной практики Великого Поста сделайте это.