Богодухновенность Библии: католический подход

Оригинал: https://www.catholic.com/tract/proving-inspiration

Протестантские реформаторы заявляли, что Библия является единственным авторитетным источником религиозной истины, правильное понимание которой можно найти, исходя исключительно из самого текста. Таково протестантское учение sola scriptura (латинское: «только писание»). Согласно этому учению, никакой внешний авторитет не может определять толкование Библии, потому что никакой внешний авторитет — например, Церковь — не был установлен Христом в качестве арбитра для определения того, какое из противоречащих друг другу толкований является правильным.

Трудно испытать большее разочарование в общении с протестантами-евангеликами и фундаменталистами, чем во время попыток выяснить у них, почему Библия вообще должна рассматриваться как руководство в вере, и тем более как единственное руководство. Это сводится к вопросу о том, почему протестанты воспринимают Библию как богодухновенную, поскольку Библия может считаться руководством в вере только в том случае, если она является богодухновенной и, следовательно, безошибочной.

“Она вдохновляет меня”
Некоторые фундаменталисты говорят, что они верят, что Библия вдохновлена Богом, потому что она “вдохновляет” их. Однако это неоднозначный термин. С одной стороны, если использовать его в строгом теологическом смысле, то явно возникает вопрос: откуда мы знаем, что Библия вдохновлена, то есть “написана” Богом через использование человеческих авторов в качестве инструментов?

Но если “вдохновенный” означает не что иное, как “вдохновляющий” или “трогающий”, тогда кто-то может решить, что вдохновенными являются произведения Шекспира. Более того, отдельные части Библии, в том числе несколько целых книг Ветхого Завета, вообще нельзя назвать “вдохновенными” в этом смысле. Нет ничего неуважительного в том, чтобы признать, что некоторые части Библии столь же сухи, как военная статистика — а некоторые её части являются военной статистикой — и едва ли затрагивают наши эмоции.

Свидетельство Библии
А как насчет притязаний самой Библии на боговдохновенность? Найдётся не так много мест, где такое утверждение делается даже в виде намёка, и большинство книг Ветхого и Нового Заветов вообще не содержат подобных заявлений. Более того, ни один из авторов Нового Завета не говорит явным образом, что он пишет по прямому велению Бога, за исключением Иоанна, автора Откровения.

Кроме того, даже если бы каждая библейская книга начиналась с фразы: «Это книга вдохновлена Богом», это бы ничего не доказывало. Авторы лжеписаний могли бы тоже начать свои тексты с подобных заявлений — и многие так и делали. Простого утверждения о богодухновенности недостаточно.

В случае неудачи вышеперечисленных попыток, большинство фундаменталистов прибегают к идее, что «Святой Дух говорит мне, что Библия богодухновенна», — чисто субъективному утверждению, похожему на их заявление, будто Святой Дух направляет их в толковании текста. Например, анонимный автор буклета «Как я могу понять Библию?» [How Can I Understand the Bible?], распространяемого евангелической организацией «Radio Bible Class», перечисляет двенадцать правил изучения Библии. Первый пункт: «Ищите помощи Святого Духа. Дух был дан, чтобы осветить Священные Писания и оживить их для вас, когда вы их изучаете. Держитесь его света».

Если понимать это утверждение так, будто каждый, кто просит Бога о правильном толковании текста, получает его — а именно так большинство фундаменталистов и понимают помощь Святого Духа — тогда разнообразие толкований, даже среди самих фундаменталистов, должно зародить в людях гнетущее подозрение, что Святой Дух не очень хорошо выполняет свою работу.

Нет разумного основания
Как её ни рассматривай, позиция фундаменталистов не является хорошо аргументированной. Редкий фундаменталист, даже ради спора, сначала подходит к Библии так, как если бы она не была богодухновенной, и лишь затем, читая ее, логически заключает, что она действительно такова. Фактически, фундаменталисты начинают с богодухновенности как с факта — точно так же, как они принимают другие утверждения фундаментализма в качестве изначальных аксиом, а не в качестве логических выводов — а затем они находят отрывки в Библии, которые, как им кажется, поддерживают первоначальное утверждение о богодухновенности. В конце концов они “приходят к выводу” — руководствуясь очевидно зацикленной аргументацией — что Библия сама подтверждает ее вдохновенность, о которой они знали с самого начала.

Человек, который испытывает проблемы с фундаменталистским подходом к вопросу о вдохновенности, в конечном итоге оказывается неудовлетворенным, потому что он знает, что у фундаменталистов нет прочной основы для их веры. Так где же найти разумное доказательство вдохновенности Священного Писания? Наш поиск останавливается на Католической Церкви. В конечном счете, только католическая позиция убедительно доказывает богодухновенность Писания таким способом, который может удовлетворить человека интеллектуально.

Католический метод доказательства того, что Библия богодухновенна, заключается в следующем: изначально к Библии относятся, как к любому другому древнему источнику. Поначалу этот текст не считается вдохновенным.

Точный текст
Благодаря методам текстологии мы можем сделать вывод, что перед нами текст, точность которого более высока, чем точность любого другого древнего произведения.

Сэр Фредерик Кеньон в «История Библии» отмечает, что «Для всех произведений классической античности мы должны полагаться на рукописи, написанные намного позже их оригинала. Лучшим примером в этом отношении является Вергилий, однако самая ранняя рукопись Вергилия, которая у нас есть, была написана примерно через 350 лет после его смерти. Для всех других классических авторов интервал между датой создания оригинала и самой ранней сохранившейся рукописью намного больше. Для Тита Ливия это около 500 лет, для Горация 900, для большей части произведений Платона 1300 лет, для Еврипида 1600». Однако никто не будет всерьёз оспаривать тот факт, что у нас есть точные копии произведений этих писателей. Однако в случае с Новым Заветом у нас есть части рукописей, которые датируются первым и началом второго веков, то есть отстоят от времени написания оригиналов всего на несколько десятилетий.

Мало того, что библейские рукописи, которые у нас есть, ближе ко времени написания оригиналов, чем рукописи классических авторов, у нас также есть огромное количество рукописей, с которыми можно работать. Некоторые из них представляют собой целые книги Библии, другие — лишь фрагменты нескольких слов, но существуют буквально тысячи рукописей на иврите, греческом, латинском, коптском, сирийском и других языках. Это означает, что мы можем быть уверены, что у нас есть подлинный текст, и мы можем уверенно с ним работать.

Библия и историческая истина
Затем мы посмотрим на то, что Библия, рассматриваемая просто как исторический материал, говорит нам. В этом мы уделим особое внимание Новому Завету и, в частности, Евангелиям. Мы исследуем приведенный в нем рассказ о жизни, смерти и воскресении Иисуса.

Используя то, что содержится в самих Евангелиях, и то, что мы находим во внебиблейских текстах ранних веков, вместе с тем, что мы знаем о человеческой природе (и что мы можем, исходя только из естественного разума, узнать о божественной природе), мы заключаем, что либо Иисус был именно тем, кем Он себя назвал — Богом, — либо Он был сумасшедшим. (Единственное, что мы знаем о нём наверняка: Он не мог быть просто хорошим человеком, который не был Богом, поскольку ни один просто хороший человек не будет делать заявлений, которые делал Он, если Он им не соответствует.)

Мы можем исключить возможность того, что Он сумасшедший, не только из того, что Он говорил, но и из того, что Его последователи делали после Его смерти. Многие критики евангельских повествований о Воскресении утверждают, что Христос на самом деле не воскрес, что Его последователи взяли Его тело из гроба, а затем провозгласили Его воскресшим из мертвых. По мнению этих критиков, воскресение было не более чем розыгрышем. Придумывать розыгрыш для прославления друга и наставника — это одно, но вы не найдёте людей, умирающих от розыгрыша, по крайней мере, такого, от которого они не получают никакой пользы. В результате, мы должны сделать вывод, что Иисус действительно воскрес из мертвых. Следовательно, его заявления о себе, включая его притязания на то, что он Бог, заслуживают доверия. [здесь приведён лишь крайне сжатый способ исторического доказательства воскресения. Более подробный разбор этого приведён, например, в книге протестантского автора Джоша Макдауэлла “Не просто плотник” - прим. перев.]

Далее, Христос сказал, что Он основывает Церковь. И Библия (все еще воспринимаемая просто как историческая книга не вдохновенная Богом), и другие древние труды свидетельствуют о том, что Христос основал Церковь с зачатками того, что мы видим в Католической церкви сегодня — папство, иерархия, священство, таинства и учительский авторитет.

Таким образом, мы взяли этот текстовый материал и чисто исторически пришли к выводу, что Иисус основал Католическую Церковь. Благодаря его Воскресению у нас есть основания серьезно относиться к его утверждениям относительно Церкви, включая ее право учить от его имени.

Именно Католическая Церковь говорит нам, что Библия богодухновенна, и мы можем верить на слово Церкви именно потому, что Церковь безошибочна. Только после того, как надлежащий духовный авторитет — установленный Богом для наставления нас в истине, касающейся вопросов веры — скажет нам, что Библия богодухновенна, мы можем начать воспринимать её именно так.

Спиральный аргумент
Обратите внимание, что это не зацикленный аргумент. Мы не основываем вдохновенность Библии на непогрешимости Церкви, а непогрешимость Церкви на боговдохновенности Библии. Это действительно было бы логически зацикленной аргументацией! Но то, что мы имеем, является спиральным аргументом. Сначала мы показываем надежность Библии исключительно как исторического источника. Из этого мы заключаем, что была основана безошибочная Церковь. А затем мы берем слово этой безошибочной Церкви о том, что Библия вдохновлена Богом. Это не круговой аргумент, потому что окончательный вывод (Библия вдохновлена Богом) — не является повторением первоначального открытия (Библия исторически достоверна), а это первоначальное открытие (Библия исторически достоверна) никоим образом не основано на окончательном выводе (Библия вдохновлена Богом). Мы продемонстрировали, что без существования Церкви мы никогда бы не узнали, вдохновлена ли Библия.

Неадекватные причины
И здесь обнаруживается более серьезная проблема. Некоторым кажется, что не имеет большого значения, почему именно человек верит во вдохновенность Библии, до тех пор пока он в неё верит. Но основание для веры в ее вдохновенность напрямую влияет на то, как человек начинает толковать Библию. Католик верит в богодухновенность, потому что, выражась прямо, так ему говорит Церковь, и именно эта Церковь и обладает единственным право интерпретировать боговдохновенный текст. Фундаменталисты верят в богодухновенность исходя из слабых оснований, и у них нет иных авторитетов в толковании Писания, кроме самих себя.

В своей работе о вдохновении, впервые опубликованной в 1884 году, кардинал Ньюман выразился так: «Совершенно очевидно, что если откровение и наставления Писания адресованы нам лично и носят практический характер, то необходимость наличия официального арбитра и верного толкователя слов Библии является неизбежной. Совершенно неразумно было бы предполагать, что книга, столь сложная, столь несистематизированная, столь непонятная в своих отдельных частях; являющаяся продуктом работы множества умов, времён и мест — была дана нам свыше без предохраняющего авторитета; как если бы она могла интерпретировать сама себя. Богодухновенность Библии должна быть гарантом безошибочной истины, а не множества интерпретаций… Дар богодухновенности требует в качестве своего дополнения дара безошибочности».

У католического подхода два преимущества: во-первых, вдохновение действительно доказывается, а не просто “чувствуется”. Во-вторых, главный факт, стоящий за этим доказательством — реальность безошибочно учащей Церкви — естественным образом подводит к ответу на вопрос, волновавший эфиопского евнуха (Деян 8: 30-31): как узнать, какие интерпретации верны? Та же Церковь, которая подтверждает подлинность Библии, свидетельствует о ее вдохновении, является авторитетом, установленным Христом для толкования Его слова.