Тайна Рождества, воды и вина

Отец Билли Сван

Оригинал: https://www.wordonfire.org/articles/contributors/the-mystery-of-christmas-water-and-wine/

Когда я служу Мессу, меня всегда поражает один жест и сопровождающая его молитва — приготовление даров в виде хлеба и вина, которые приносятся Богу-Отцу. Сразу после приношения хлеба, в чашу наливается вино, после чего священник или диакон добавляет небольшое количество воды, произнося такие слова: «Через эту тайну воды и вина да приобщимся мы к божеству Того, Кто ради нас стал Человеком». Когда я произношу эту молитву и наблюдаю, как вода смешивается с вином, я испытываю благоговейный трепет перед тем, сколь глубоки это символическое действие и эта молитва, выражающие веру Церкви в то, что посредством Евхаристии, принимая Его Тело и Кровь, мы надеемся участвовать в божественности Того, Кто смирил себя, чтобы разделить нашу человеческую природу. Это смешивание воды и вина во время Мессы символизирует соединение божественного и человеческого в личности Иисуса, которое произошло в таинстве Воплощения, которое мы празднуем во время Рождества.

Этот символический жест был частью Мессы с самого начала. Это след более ранней молитвы, произносимой на Рождество, которую можно найти в старейшем служебнике (Веронском Сакраментарии), согласно которой рождение Христа является необходимым условием для чудесного союза между божеством и человечеством, совершившемся по действенной Божьей любви. Возражая некоторым пуританам гностического толка, которые пытались заменить вино в Евхаристии водой, св. Киприан (~200–258) подчёркивал символический смысл этого смешивания. Согласно этому Отцу Церкви, как вино принимает в себя воду, так и Христос воспринял нас и взял наши грехи. Поэтому смешивание воды и вина символизирует тесный союз верующих с Тем, с Кем они связали себя верой; и этот союз настолько крепок, что ничто не может его разорвать, как вода уже не может быть отделена от вина.

По словам Киприана: «Если бы было приносимо одно вино, то Кровь Господня осталась бы без нас, а если бы приносима была одна вода, то народ оставался бы без Христа» (Письмо 63 к Цецилию). Для Киприана ключевым вопросом здесь было не смешивание как таковое, а то, что оно выражало. Вместе с другими Отцами Церкви он противостоял ложному разделению между Богом и человечеством, которое было преодолено Самим Богом, когда Он воспринял нашу человеческую природу при Своём зачатии и рождении.

Когда мы заглядываем в ясли, мы видим Бога, который из любви к нам перекинул мост между Собой и всем человечеством.

В ходе истории эта опасность вбить клин между божественным и человеческим возникала вновь. Например, во время Реформации Мартин Лютер (1483–1546) объявил процесс смешивания неподобающей частью Мессы и убрал его. Почему? Потому что он воспринимал творение и соединение с ним Христа как нечто низкое. В ответ Тридентский собор отстаивал эту практику, чтобы защитить единство между человечеством и божественностью, которое принёс Иисус, когда Его божественность восприняла человеческую природу в утробе Марии и стала видимой во время Его рождения в Вифлееме (Тридентский собор, сессия 22, канон 7).

Это великая тайна, которую мы созерцаем, стоя на коленях у яслей во время Рождества и каждый раз, когда участвуем в Мессе. Торжество ортодоксии в вопросе смешивания воды и вина гарантирует, что, заглянув в ясли, мы увидим Бога, который из любви к нам устранил разрыв между Собой и всем человечеством. В младенце Христе, лежащем в яслях, мы видим Бога, который, благодаря Своему рождению, таинственным образом соединился с каждым человеком и ввёл нашу человеческую природу в саму жизнь Троицы. Как вино принимает воду, так и Божество Христа восприняло нашу человечность, но без смешения природ Божества и человечества. По прекрасным словам св. Бонавентуры (1221-1274): «Евхаристия содержит в себе истинное Тело и непорочную Плоть Христа таким образом, что она проникает в наше существо, соединяет нас с Ним и сообразует нас с Ним посредством той пылающей любви, по которой Он даровал Себя нам в Воплощении».

Что так стремились подчеркнуть Бонавентура, Киприан и другие святые, так это тесный контакт между человеческой природой и божественной любовью, которая принимает её и преображает. Итак, если наша человечность пронизана божественностью, каким образом она формирует нашу жизнь и меняет её? На ум приходят плоды Святого Духа, которые должны проявляться в жизни каждого христианина: любовь, радость, мир, терпение, благость, милосердие, верность, кротость и воздержание.

Вот краткий набросок того, как проявляются эти плоды Духа и как Божественность Христа начинает преобразовывать нашу человечность изнутри наружу: я начинаю меньше думать о своей ценности, определяемой моей работой, положением, талантами, репутацией, и тем, что думают обо мне другие, и начинаю больше думать о том, как быть возлюбленным чадом Бога и любимым за то, кто я есть; Я меньше боюсь неудач и страданий, когда соединяюсь с Тем, Кто страдал и умер на кресте; моя человеческая жажда успеха сменяется желанием быть верным Тому, с Кем я духовно соединён в каждое мгновение; моя сексуальная энергия становится не чем-то, что можно приручить собственными усилиями, а направляется Святым Духом как сила любить Бога всем своим существом и служить другим, желая им добра с теплотой и любовью; когда мои чувства обиды или гнева затронуты Его божественностью, они превращаются в прощение, покой и исцеление; как вино принимает воду, а божество принимает нашу человечность, так и я начинаю понимать, что речь идёт не о том, чтобы ввести Бога в мой мир и то, как я его вижу, а скорее о том, чтобы войти в Божий мир и то, как Он его видит; когда чувство ревности преображены божеством, оно приводит к благодарности и радости за дары, которые Бог дал каждому; вместо того, чтобы чувствовать боль, когда мне бросают вызов, я вижу в этом приглашение расти, взрослеть и любить больше, как возлюбленный Богом, соединившимся со мной. Это лишь некоторые из проявлений благодати, которые происходят, когда человечество соприкасается с божественностью и проникается ею — это тайна, лежащая в основе нашей веры.

В это время Рождества мы созерцаем младенца Христа и любовь Бога, которую мы видим в яслях, когда Бог перекинул мост через пропасть между Собой и человечеством посредством Воплощения Своего единородного Сына. Но также, во время Рождества и еще долгое время после того, как оно прошло, мы также размышляем о тайне мистического союза между нашей человечностью и божественностью Христа, который свершился при нашем Крещении и поддерживается и обновляется благодаря нашему принятию Евхаристии. В тот удивительный момент, когда мы принимаем Господа, исполняется истина той прекрасной молитвы Мессы, о которой я упомянул в начале. Ибо через тайну воды и вина мы действительно приобщаемся к божеству Того, Кто ради нас стал Человеком.