Цитирование в контексте: практическое рассуждение о евангелизации
Доктор Холли Ордуэй
Оригинал: https://www.wordonfire.org/articles/quoting-in-context-a-practical-consideration-for-evangelization/
Как могут католики пригласить своих протестантских братьев войти в полноту католической веры? Существует много хороших ответов на этот вопрос, так же как и несколько базовых принципов, лежащих в основе этих разнообразных подходов. Один из этих принципов в негативной форме может быть выражен как “Не упрощайте чрезмерно”, а в положительной - “Обращайте внимание на контекст”. Я бы хотела рассмотреть этот вопрос с помощью одного очень характерного примера: часто цитируемого высказывания святого Джона Генри Ньюмена о том, что “Углубиться в историю значит перестать быть протестантом”.
Эта выразительная фраза Ньюмена часто цитируется католиками, чтобы указать, что любое серьезное изучение протестантом истории христианства неизбежно приведет к тому, что этот человек перестанет быть протестантом (и подразумевается, что впоследствии станет католиком). В конце концов, на собственный путь Ньюмена из англиканства в католичество оказало глубокое влияние изучение полемики вокруг арианства в ранней Церкви; мы можем сказать, что он углубился в историю и в конечном счете перестал быть протестантом. Подобным образом многие католики имеют личный опыт изучения истории Церкви и последующего убеждения в том, что Католическая Церковь - это единая Церковь. Цитирование строки Ньюмена - заманчивый способ кратко описать интеллектуальный и духовный путь обращения.
Проблема в том, что эта интерпретация попросту не является правдивой, и это не то, что имел в виду Ньюмен.
Как это часто бывает, проблема появляется из-за вырывания цитаты из контекста.
Если бы было правдой, что глубокое изучение истории волей-неволей приводит к отказу от протестантизма как нежизнеспособной христианской традиции, то что нам делать с протестантскими историками ранней Церкви и многими другими протестантами, которые глубоко изучали Отцов Церкви и все же остались непоколебимыми в своих протестантских убеждениях? Лицемерят ли все они, или обманывают самих себя, или просто не могут понять того, что читают? Всякий раз, когда мы считаем необходимым допустить такое состояние ума у тех, кто не приходит к тем же выводам, что и мы, необходимо остановиться и рассмотреть, в чем мы ошиблись. Неужели мы впадаем в гордыню, хватаясь за всё, на чём можем "подловить" нашего собеседника-протестанта?
Как это бывает, проблема появляется из-за вырывания цитаты из контекста, что происходит часто. Редкому мыслителю служит хорошую службу отдельно взятая фраза, особенно если этот мыслитель, как и Ньюмен, обладает сложным и утончённым стилем.
Эта фраза фигурирует во вступлении к “Эссе о развитии христианской доктрины”, где оно завершает раздел 5. Ньюмен обсуждает тенденцию своего времени, отвергающую идею о том, что христианство (в широком смысле) стоит рассматривать в исторических условиях. В разделе 2 он пишет:
“Действительно, в последнее время широко распространена гипотеза, что христианство не относится к области истории, а является для каждого человека тем, что он думает о нем, и ничем более… Или же утверждается или подразумевается, что все существующие христианские деноминации ошибочны и не представляют христианство так, как учил Христос и Его апостолы… или истинному христианству позволяется существовать, но скрытой и изолированной жизнью, в сердцах избранных; или же христианство, подобно литературе или философии, не дает уверенности и тем более гарантии своего сверхъестественного происхождения, но является одним из многих самостоятельных сведений о Верховном Бытии и человеческих обязанностях, которые неведомое Провидение предоставляет нам, в природе или в мире”.
Ньюмен отмечает, что “Все подобные взгляды на христианство подразумевают отсутствие достаточного числа доказательств, чтобы помешать или, по меньшей мере, одержать верх над любым количеством свободных и независимых гипотез, какими бы они не были”, и что некоторые авторы “находят, что доктрины столь по-разному представлены и что исповедующие эти доктрины столь непоследовательно их придерживаются”, что они находят “бесполезным” рассматривать историю для любого понимания христианского откровения.
Конкретно он указывает на то, что эти авторы говорят:
“Папы противостоят Папам, соборы противостоят соборам, одни Отцы Церкви противостоят другим, те же Отцы противостоят сами себе, согласие Отцов Церкви одного периода противостоит согласию Отцов Церкви другого периода, Церковь одного периода противостоит Церкви другого периода”. Поэтому они вынуждены, хотят они этого или нет, вернуться к Библии как к единственному источнику Откровения и к своему личному частному суждению как к единственному толкователю вероучения”.
До сих пор Ньюмен обрисовывает протестантский ход мысли, и нам жизненно важно следить за тем, что он говорит далее: “Если такой аргумент можно выдвинуть, он будет справедливым, и он сразу приводит меня к предмету данного эссе”. Он признает, что, независимо от того, может она быть поддержана или нет, эта линия аргументации во всяком случае является “справедливой” (то есть легитимной), и ее он будет рассматривать в своей книге. Он не отбрасывает ее сразу же.
Сейчас мы подошли к отрывку, относящемуся к нашей цитате. Он заявляет, что “прежде чем приступить к данной работе”, он “адресует одно замечание” вышеупомянутым критикам:
“Пусть они подумают, что если они могут критиковать историю, то исторические факты, несомненно, могут им возразить. И, по крайней мере, одно несомненно: чему бы история не учила, что бы она не упускала, что бы она не преувеличивала или не смягчала, о чем бы она не говорила или не умалчивала, историческое христианство по меньшей мере не является протестантизмом. Если здесь возможна надежная истина, то это она.
И протестантизм всегда это чувствовал. Я не имею в виду, что каждый протестантский автор это чувствовал… но протестантизм в целом чувствует и чувствовал. Это видно в уже упоминавшейся решимости вообще отказаться от исторического христианства и сформировать христианство только на основе Библии: люди никогда бы не отложили историческое христианство в сторону, если бы не разочаровались в нем… Углубиться в историю значит перестать быть протестантом”.
Аргумент Ньюмена означает, что когда мы смотрим на христианство через историю, мы не находим выражения характерных для протестантизма доктрин и опыта. Именно поэтому, утверждает он, протестанты сосредоточены исключительно на Библии как основе христианского опыта: потому что они не могут найти исторические прецеденты для опыта своих деноминаций. Отметим также, что он не утверждает здесь, что историческое христианство - это католичество, но говорит более скромно, что чем бы оно не являлось, оно не является протестантизмом.
…нам следует потратить время на понимание контекста цитаты, которую мы используем, и быть уверенными в том, что мы понимаем, что имел в виду автор.
Знаменитая фраза Ньюмена не является утверждением причины и следствия, но, скорее, историческим наблюдением. Появляясь в начале “Эссе о развитии христианской доктрины”, эта фраза служит началом глубокомысленного размышления над поставленным вопросом, а не является выводом.
Что же мы можем вынести из этого тщательного исследования прямого контекста фразы “Углубиться в историю значит перестать быть протестантом”?
Во-первых, на практическом уровне, нам следует потратить время, чтобы проверить, что любая цитата, которой мы пользуемся, является достоверной, и в идеале определить, откуда она взята. В данном случае, Ньюмен действительно так утверждал, но в Интернете циркулирует ужасающее количество ложных цитат, приписываемых К.С.Льюису и другим, многие из которых сильно искажают взгляды авторов. Цитируя слова Ньюмена из “Эссе о развитии христианской доктрины”, мы можем быть уверены, что представляем его слова, а не чьи-либо еще,а также, что представляем точную цитату, а не перефразированную.
Во-вторых, на риторическом уровне, нам следует избегать надменного языка, так как он не помогает убеждать несогласных (а, на самом деле, может отталкивать); он служит только для того, чтобы укреплять уверенность "своих".
В-третьих, на интеллектуальном уровне, нам следует потратить время на понимание контекста цитаты, которую мы используем, и быть уверенными в том, что мы понимаем, что имел в виду автор. В случае с цитатой Ньюмена полезно уйти от неглубокого и поверхностного употребления отдельно взятой фразы, и отплыть на глубину встречи с его текстами во всей полноте. Даже если бы мы прочитали только вступление к “Эссе о развитии христианской доктрины”, мы бы обрели нечто ценное: подлинную встречу с одним из величайших умов католичества всех времен.
В-четвертых, на духовном уровне, нам следует остановиться и спросить себя, чувствуем ли мы сопротивление какому-либо из трёх вышеперечисленных пунктов или всем им вместе. Находим ли мы оправдания для срезания углов в отношении истины, говоря себе, что проверка цитаты или её контекста занимает слишком много времени, или что даже если цитата не совсем правдивая, то по крайней мере она полезная? Это искушения лжи, одетые в удобные выдумки евангельского благочестия.
Время, потраченное на то, чтобы говорить истину, никогда не пропадает впустую.
Перевод: Екатерина Голубкова