5 слов для католиков и интересующихся

Эндрю Питиприн
Оригинал: https://www.wordonfire.org/resources/blog/five-useful-words-for-the-catholic-and-the-curious/30214/

У меня есть возможность почти каждый день переписываться с людьми, которых интересует присоединение к Католической Церкви. Кроме того я провожу много времени, обсуждая с католиками состояние Церкви и мира: на что надеяться, о чём беспокоиться, кому доверять. У людей, не принадлежащих к Католической Церкви, часто возникают вопросы о том, что на самом деле их ожидает, если они присоединяться. Для католиков же то, чем на самом деле является Церковь, может быть затуманено тем, чем, по нашему мнению, она должна быть, что подвергает опасности наши усилия по поиску и спасению заблудших и по приведению наших отделённых братьев в полноту Церкви. Ради наших евангелизационных усилий и здоровья наших душ я предлагаю своим братьям католикам пять полезных слов.

Власть
Оставляя Своих учеников, как это описано в Мф 28:18, Господь напомнил им и нам, что для нашей работы в Церкви и в мире мы подкрепляемы силой, присущей только Ему: «дана Мне всякая власть на небе и на земле". Но уже с самого начала Церкви власть Христа никогда не осуществлялась абстрактно или согласно взаимоисключающим представлениям о том, чем она должна быть, но всегда в виде живого авторитета Апостолов во главе со Святым Петром. Для протестантов, желающих войти в Церковь, Папа может стать препятствием; но он также решает проблемы формальной разобщенности и доктринальных разногласий, которые преследуют другие церковные группы. В конце концов, если в вопросах веры мы не подчиняемся живому авторитету, который находится вне нас самих, то мы подчиняемся нашему собственному толкованию веры. Когда я стал католиком, я освободился от того, чтобы быть самому себе Папой. Во время понтификата Папы Франциска, как и во времена прошлых пап, католикам не следует тратить своё время на публичную критику Папы или отрицание его авторитета.

Свобода
Доверять Магистериуму и слушаться Папу не означает отключать наш мозг когда мы листаем Катехизис. Чёткие границы веры и морали, в которых живём мы католики, скорее напоминают постоянно расширяющуюся игровую площадку души, чем ментальную тюрьму, вызывающую клаустрофобию. Когда я был протестантом, меня иногда парализовало бесконечное количество возможностей, а в других случаях я по глупости упирался лбом, отстаивая богословски широкие идеи в очень узком ключе, потому что я воображал, будто одиноко сражаюсь против злого мира. Теперь, как католик, я могу немного расслабиться, хотя мне всё равно нужно учиться избегать скрупулёзности. В конце концов, не существует таких вещей, как «почти» ересь или «почти» грех. Догматические и канонические линии существуют именно для того, чтобы мы точно - а не приблизительно - знали, как далеко мы можем зайти в наших собственных духовных путешествиях. И когда мы пересекаем черту, мы точно знаем, что делать, чтобы исцелиться, восстановиться и вернуться на правильный путь. Я никогда не чувствовал себя свободнее, чем после Исповеди. Наслаждайтесь просторами Церкви!

Полнота
Быть католиком означает, что ни одна часть вашей жизни не остаётся нетронутой. Пара практических примеров: мы не просто “дремучие христиане”, которые не признают контрацепцию. Скорее, мы не используем контрацептивы, потому что не можем противостоять силе трансцендентного естественного закона, который управляет всем человечеством, знаем мы об этом или нет. Более того, наша полная открытость жизни - это ответ на полное излияние на нас Христовой благодати во всём, что мы делаем. Точно так же мы не «злые христиане», которые не позволяют людям начать всё сначала, если у них не сложился брак. Скорее, процесс аннулирования, как бы он ни закончился, заключается в том, как Церковь помогает паре в отдельных случаях найти способ идти дальше, сохраняя при этом незыблемость системы таинств, которая значит намного больше, чем кто-либо (Но это тема для другого раза). Отстаивать своё суверенное «я», которое принимает драгоценные личные решения, - значит жить в очень маленькой вселенной. Слава Богу, наша жизнь крутится не вокруг нас!

Тайна
Катехизис Католической Церкви гласит: «Церковь пребывает в истории, но в то же время она трансцендентна по отношению к ней» (§770). В Церкви мы каждое воскресенье (если не каждый день) предвкушаем вечность: Тело, Кровь, Душу и Божественность Христа. Завеса между небом и землей исчезает каждый раз, когда мы присутствуем на Святой Мессе. Как бывший протестант, я не могу перестать наслаждаться этой тайной. Как сказал св. Иоанн Вианней: «Если бы мы действительно поняли Мессу, мы бы умерли от радости». Я бы задал вопрос: «Почему бы нам, католикам, не трудиться немного усерднее, чтобы помочь людям обрести более глубокое понимание и большую радость Мессы?» В Католической Церкви мы можем разобраться в том, что происходит здесь и сейчас, потому что на литургии мы можем здесь и сейчас ощутить жизнь Бога. «Приблизилось Царство Небесное», - говорит нам Иисус. Почему же тогда, некоторые из моих братьев и сестёр католиков довольствуются тем, что игнорируют это или умаляют значение этого, погрязнув в мирской жизни, вместо того, чтобы принимать, наслаждаться и делиться небесными сокровищами Мессы?

Реальность
Католичество - это не одна из деноминаций. Мы должны быть способными быстро указать, что «Церковь учит так-то и так-то», но мы не должны производить впечатление, что католики обладают наибольшей истиной просто потому, что у нас наибольшее количество правил. Символ веры, таинства, мораль и этика, молитва - это то как всё устроено. Они описывают столько же сколько предписывают. Как писал Йозеф Ратцингер во введении к Катехизису Католической Церкви, наша вера должна избегать «экклезиоцентризма», который «ведёт к своего рода релятивизму и субъективизму веры» или к «просто церковному сознанию». Эта ошибка может проявляться множеством способов - очевидно, в либеральном разрушении залога веры, но, временами и в искусственном традиционализме. Мы не становимся католиками и не продолжаем ими оставаться, просто потому что считаем это лучшим вариантом среди многих равных. Мы также не опускаем руки, если Церковь не всегда выглядит так, как хотелось бы нам. Церковь есть, и мы в ней.

Когда нам случается разговаривать с людьми, которым интересна католическая вера, или с отпавшими от Церкви членами семьи, давайте будем использовать эти пять слов в качестве основы для нашего разговора. И давайте подвергнем проверке наши собственные предположения касательно того, что значит быть католиком - ради того, чтобы наше число росло во всех народах.